Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

Т.М. Махаматов, Т.Т. Махаматов

2

Гуманитарный вестник

# 9·2016

нравственных качеств личности, что достигается на базе философ-

ской культуры [5].

Как отмечают Т.П. Малькова и В.В. Каплунов, культура, миро-

воззренческим аспектом которой выступает философия, «является

специфической характеристикой общества и выражает достигнутый

человечеством уровень исторического развития, определяемый от-

ношением человека к природе, обществу, себе» [6, с. 3]. Но

качество

всех человеческих отношений определяется философской образован-

ностью человека, что связано с превращением философии в неотъем-

лемый элемент культуры, цивилизованности общества. Еще со вре-

мен Сократа известно, что ядром творческого мышления является

позитивный скептицизм: «Знаю, что ничего не знаю» (лат. Scio me

nihil scire) и «Познай самого себя» (лат. Cognosce te ipsum) — рацио-

нализм, заключающийся в

соответствии предмета своему понятию.

Авторы статьи считают, что данные сократовские принципы означа-

ют стремление человека совершенствовать как себя, так и действи-

тельность в согласии со своим идеалом и на основе философской

культуры. В этом ключе понимания философской культуры авторы

согласны с позицией А.А. Лазаревича, согласно которой задачей фи-

лософии является новое прочтение гуманизма, формирование идеала

гармоничной креативной личности, системно-синергетического

взгляда на мир, где философия призвана воспитать человека «как

гражданина своей страны, наследника и носителя национальной

культуры, учителя и воспитателя для своих детей — какими мы хо-

тим их видеть» [7, c. 133]. В чем же суть философии как главного

фактора формирования особой культуры мышления?

Философская культура как основа творчества и интеллекту-

ального капитала.

Философия, независимо от принадлежности к

материализму или идеализму, и исторически, и логически является

первой формой рационально-логического способа мышления челове-

ка. Как писал известный французский философ и историк античности

Ж.-П. Вернан, «зарождение философии означает закат мифологиче-

ского мышления и становление рационального знания» [8, с. 126].

Философское мышление формировало и ныне формирует логически

непротиворечивое, доказательное понимание предметов сферы прак-

тической деятельности человека и определяет сущность его видения

окружающей действительности.

Вышеуказанные особенности философского мышления позволя-

ют рассматривать возникновение философии как качественный ска-

чок, интеллектуальную революцию в истории развития человеческо-

го мышления. К. Ясперс справедливо именовал философию одним

из основных элементов осевого времени человеческой истории.

Личность — свобода — философия

— ядро рациональности че-

ловеческого мышления, основа синтеза и концентрации позитивных