Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

4

Гуманитарный вестник

# 8·2016

дигму. К сожалению, современная психология не относится к этим

наукам: она до сих пор не имеет единой парадигмы, что воспринима-

ется самими психологами как симптом перманентного кризиса науки.

Отсутствие единой парадигмы проявляется в существовании у раз-

ных школ «разных авторитетов, разных систем образования и эко-

номического существования в социуме, непересекающихся кругов

общения» [3].

Естественное следствие такого положения — обилие альтерна-

тивных объясняющих моделей, альтернативных методов исследова-

ния одних и тех же явлений, отсутствие единых правил и алгоритмов

построения и верификации знания. Ф.Е. Василюк пишет о «схизисе»

(расколе) между исследовательской и практической психологией [3].

Симптомы кризиса психологи усматривают и в постоянной конку-

ренции со стороны паранауки, массированном проникновении неспе-

цифического и теоретически неоформленного знания.

Что же касается собственно психологических научных школ, то

они не столько конкурируют между собой, сколько игнорируют друг

друга, данные, полученные в рамках разных школ, подчас несовме-

стимы и несопоставимы между собой.

На основании этих фактов психологи говорят об отсутствии

сколько-нибудь осязаемого прогресса в развитии психологической

науки [4].

В 70-е годы ХХ в. многие представители психологической науки

(заметим, не без влияния концепции Т. Куна) возлагали надежды на

появление универсальной психологической метатеории, которая, бу-

дучи принята всеми психологами, сыграет по отношению к психоло-

гической науке роль парадигмы в куновском понимании, что позво-

лит наконец покончить с методологическим эклектизмом и превратит

психологическую науку в стройную систему научного знания.

Наиболее перспективными «кандидатами» на роль такой метатеории

представлялись теория каузальной атрибуции и теория справедливо-

го обмена. Однако эти ожидания не оправдались, так как американ-

ская социальная психология в конце ХХ в. вступила в полосу кризи-

са, который во многом обусловлен тем, что традиционно к психоло-

гии применяли (или, по крайней мере, стремились применять)

естественно-научный эталон научности, между тем как сами есте-

ственные науки в указанный момент начали подвергаться радикаль-

ному переосмыслению [5]. Новые эталоны научного познания, офор-

мившиеся в трудах Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, У. Селлар-

са, Ст. Тулмина, М. Полани, вытеснили позитивистский миф о

естественнонаучном знании [6].

В этих условиях у психологов, пытающихся понять причины

перманентного «кризиса» своей науки, возник естественный соблазн