Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Познавательная парадигма психологической науки и концептуализация одаренности

Гуманитарный вестник

# 8·2016 3

конца XVII века не было такого периода, для которого была бы ха-

рактерна какая-либо единственная, общепринятая точка зрения на

природу света» [2, с. 28]. Все знание доньютоновской физики о при-

роде света было представлено «множеством противоборствующих

школ и школок, большинство из которых придерживались той или

другой разновидности эпикурейской, аристотелевской или платонов-

ской теории. Одна группа рассматривала свет как частицы, испуска-

емые материальными телами; для другой свет был модификацией

среды, которая находилась между телом и глазом; еще одна группа

объясняла свет в терминах взаимодействия среды с излучением са-

мих глаз. Помимо этих были другие варианты и комбинации этих

объяснений» [2, с. 28, 29].

Причина такого положения состояла в том, что теории света

начали формироваться в физике на ее допарадигмальной стадии раз-

вития, предшествовавшей состоянию «нормальной» (по терминоло-

гии Т. Куна) науки. Под термином «нормальная наука» Т. Кун пони-

мал «исследование, прочно опирающееся на одно или несколько

прошлых научных достижений — достижений, которые в течение

некоторого времени признаются определенным научным сообще-

ством как основа для его дальнейшей практической деятельности»

[2, с. 24]. Причем эти достижения выработаны самой наукой, а не взяты

извне. В качестве образца такой науки Т. Кун рассматривает физику.

Согласно исходному определению Т. Куна, под парадигмами по-

нимаются «признанные всеми научные достижения, которые в тече-

ние определенного времени дают научному сообществу модель по-

становки проблем и их решений» [2, с. 7]. Итак, нормальная наука —

это наука, выработавшая свою парадигму.

Что же касается социальных и гуманитарных наук, то ситуация

здесь несколько иная. Так, Т. Кун констатирует, что, проведя год «в

обществе, состоявшем главным образом из специалистов в области

социальных наук» [2, с. 6], он «был поражен количеством и степенью

открытых разногласий между социологами по поводу правомерности

постановки тех или иных научных проблем и методов их решения»

[2, с. 6]. И далее он признается, что «практика научных исследований

в области астрономии, физики, химии или биологии обычно не дает

никакого повода для того, чтобы оспаривать самые основы этих наук,

тогда как среди психологов или социологов это встречается сплошь и

рядом» [2, с. 6]. Именно обнаруженные Т. Куном различия и поиск

их источников позволили сформулировать и ввести понятие «пара-

дигма», а также говорить о «допарадигмальных», «парадигмальных»

и «постпарадигмальных» периодах в развитии науки. Очевидно, что

речь идет исключительно о «нормальных» науках, т. е. науках, кото-

рые хотя бы раз в своей истории успели сформировать свою пара-