Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Интеграция вводно-коррективного курса фонетики…

Гуманитарный вестник

# 7·2016 3

В-третьих, это практически полное отсутствие учебных пособий,

разработанных специально для обучения студентов основам фонети-

ки на неязыковых направлениях.

Для выработки методического подхода к преподаванию основ

фонетики в нелингвистических вузах рассмотрим некоторые посо-

бия, наиболее часто используемые фонетистами во время аудитор-

ных занятий, а также практические курсы английской фонетики, раз-

работанные отечественными и британскими лингвистами.

В серии пособий [7], как и в курсе [8], большое внимание уделя-

ется постановке произношения английских звуков, интонации, а так-

же организации пройденного материала для развития навыка беглой

речи. Существенным недостатком данного курса является отсутствие

структурированной теоретической базы. Складывается впечатление,

что главная задача авторов курса — минимизация усилий со сторо-

ны учащихся; делается ставка на то, что в результате многократных

попыток воспроизвести фонему вслед за диктором учащийся уловит

правильный вариант произношения методом «проб и ошибок». Дан-

ный подход является слишком времязатратным, что неудобно в усло-

виях малого количества аудиторных часов.

Последовательным с точки зрения структурной организации и

способа изложения материала является учебник [9]. В нем предложен

анализ звучащей речи на всех уровнях. Учебник сопровождается кур-

сом [10]. Иными словами, авторы подразумевают, что параллельно с

практическими занятиями студенты прослушают теоретический курс, а

это в реальности неосуществимо из-за нехватки аудиторного времени.

Особого внимания заслуживает учебник [11]. Он содержит фун-

даментальную теоретическую базу, которую, конечно, невозможно

донести до студентов в полном объеме в рамках времени, отведенно-

го на изучение английского языка в вузах нелингвистического про-

филя. Основным достоинством курса, делающим его очень эффек-

тивным, является точное и доступное описание положения органов речи

для произнесения того или иного звука. Это позволяет сэкономить вре-

мя на попытках студентов самостоятельно «нащупать» звук, обеспечить

учащихся максимальным объемом информации во время аудиторных

занятий. Кроме того, преподаватель должен удостовериться непосред-

ственно в аудитории, что студент понял механизм воспроизведения той

или иной фонемы и продемонстрировал результат, освободив аудитор-

ное время для работы над другими аспектами произношения.

Проанализировав имеющуюся научную и практическую литера-

туру, предпримем попытку выработать подход к преподаванию основ

фонетики студентам нелингвистического вуза.

Не вызывает сомнений то, что «изучение английской фонетики

начинается с живой реальности литературной нормы британского ва-