Table of Contents Table of Contents
Previous Page  3 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 21 Next Page
Page Background

К исследованию методов оценки качества менеджмента

Гуманитарный вестник

# 6·2016 3

Модель Премии Правительства РФ аналогична модели Европей-

ской премии по качеству — для оценки используются те же крите-

рии. Но есть и отличия, обусловленные национальной спецификой,

например, оценка критериев 1–5 (входящих в группу «возможности»)

в российской модели выше, чем в европейской.

Вышеперечисленные критерии применяются для разработки си-

стемы качества на основе TQM (Всеобщего управления качеством).

С помощью критериев определяют область для улучшения в работе

организации. Модель TQM, которая является скорее философией

управления организацией, основывается на участии всех ее членов в

повышении качества. TQM направлено на достижение долгосрочного

успеха через удовлетворение требований потребителей, получение вы-

годы сотрудниками фирмы и другими заинтересованными сторонами.

Внедрение TQM надо начинать с обучения сотрудников предприятия.

Э. Демингом сформулированы 14 базовых принципов совершенство-

вания качества философии TQM. Доказано, что вся система менедж-

мента работает лучше, если организация рассматривается как единое

целое. В данном случае для повышения эффективности деятельности

и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принци-

пов TQM.

Следует помнить, что менеджмент качества — лишь небольшая

составляющая менеджмента в целом. Девиз «от менеджмента каче-

ства — к качеству менеджмента» существует неспроста: высокое ка-

чество менеджмента будет обеспечено тогда, когда эффективными

в своем функционировании будут его составляющие [4]. Так как

TQM — это философия, то его внедрение может занять довольно

долгое время и потребует изменения корпоративной культуры,

в первую очередь управленцев, которые впоследствии должны внед-

рить философию в сознание остальных сотрудников.

В. Машкин говорит о том, что многие компании предпринимают

попытки внедрить TQM, но при плохой организации управления

TQM может так и не перейти из стадии идеи в стадию руководства к

действию, поэтому нужно понимать, способна ли система управления

справиться с ним, т. е. соответствует ли качество менеджмента опре-

деленным требованиям. Автор утверждает, что суть проблемы каче-

ства заключается в том, что при попытке ее решить уделялось вни-

мание только тому, что и каким образом должен делать работник, но

это определяет не качество менеджмента, а лишь содержание дея-

тельности. Важно, кто осуществляет деятельность. Оценить качество

менеджмента возможно, если оценена каждая его составляющая,

и оно тем выше, чем лучше система управления обеспечивает це-

лостность и устойчивость деятельности. В. Машкин предлагает ис-

пользовать позиционный метод, позволяющий оценить способности

к управленческой деятельности каждого руководителя, два ключевых