Учебная модель организации номинативного поля концепта "зима" - page 1

1
УДК 378:808
Учебная модель организации номинативного
поля концепта «зима»
© Г.И. Баранникова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассматривается лингвометодическая роль бытийственного концепта «зима»,
анализируется и описывается его структура. Предлагается учебная модель орга-
низации номинативного поля концепта для коррекции концепта в сознании сту-
дентов-иностранцев среднего этапа обучения.
Ключевые слова:
концепт, лингвокультурологическая компетенция, модель кон-
цептосферы русского языка, система текстов, коррекция концепта.
Лексический уровень наиболее наглядно выявляет конфликт язы-
ков и культур, так как через лексическое значение эта составляющая
языка прямо и непосредственно выходит во внеязыковую реальность.
Каждое слово характеризуется индивидуальной валентностью (лекси-
ко-фразеологической сочетаемостью). Например, русские употребля-
ют словосочетания
«глубокая старость»
,
«глубокая ночь»
,
«глубокая
осень»
, но в то же время неправильно говорить
«глубокая юность»
,
«глубокая весна»
. Нельзя сказать
«увеличить уровень»
, а правильно —
«повысить»/«понизить уровень»
, нельзя
«увеличить темпы»
, а можно
«повысить темпы»
. Нельзя
«оказать вред»
, а можно
«нанести вред»
.
Валентность проявляется у конкретного слова в конкретном языке, и в
этом смысле она носит национальный характер. Для адекватной ре-
цепции и продукции текста необходимо знать не только собственно
его понятийное содержание, но и весь его «ореол».
Даже в тех случаях когда слова разных языков включают в себя
одинаковое количество понятийного материала, отражают одни и те
же реалии, ситуативное функционирование их может не совпадать,
т. к. тексты, содержащие их, написаны личностями с различным язы-
ковым мышлением и разным речевым опытом. Следовательно, по-
мимо значений слов и правил грамматики, нужно знать:
1) когда сказать/написать, как, кому, при ком, где;
2) как данное значение/понятие, предмет мысли живут в реально-
сти мира изучаемого языка.
В настоящее время актуальной представляется необходимость
включения в содержание обучения РКИ в высших учебных заведени-
ях ключевых концептуальных единиц. Среди них важную роль игра-
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...14
Powered by FlippingBook