Учебная модель организации номинативного поля концепта "зима" - page 5

Учебная модель организации номинативного поля концепта «зима»
5
В составе ассоциативного слоя концепта времени года выделяются
следующие сегменты: «природные явления» (снег, снегопад, наледь,
гололёд, сосульки, пурга, изморозь, иней); «растения и животные» (ёл-
ки, медведь в спячке, мимоза, котёнок, бедная собачка, белый мед-
ведь); «чувства и эмоции» (счастье, любовь, печаль, грусть по родным,
радость, долгожданные встречи); «предикативные признаки» (слип-
шиеся ресницы, отопление работает, варежки на батарее, узоры на
стекле, пар изо рта, замёрзшие лужи, над костром пролетает снежин-
ка); «характеристика времени года» (холодный, морозный, снежная,
пронизывающий холод, ясное солнце, хрустальный, ледяное дыхание,
стужа), «цветовая гамма» (белый); «жизнь и деятельность людей»
(сессия, каникулы, дворник, ротовирус, отопление, закройте окна, бес-
сонные ночи, вязать, прибавление веса, ремонт теплотрассы); «зимние
забавы и праздники» (Новый год, Снегурочка, праздники, кататься на
санках, играть в снежки, валяться в сугробах, украшение квартиры,
искусственная ёлка, сказка, гирлянда, подарки, Рождество, Масленица,
бенгальские огни); «прецедентные тексты» («Мороз и солнце, день
чудесный»; зимнее утро, с легким паром, три белых коня, «Вечера на
хуторе близ Диканьки», «Снег кружится, летает, летает…»).
Проведённый нами анализ показывает, что до 30 % ассоциатив-
ных реакций на слово «зима» у русскоязычных студентов носит по-
ложительный характер. Это согласуется с утверждением учёных
о том, что оценочные компоненты концепта «зима» имеют у русско-
язычных преимущественно положительный знак (красивые ажурные
снежинки, уютный дом, все смеются и рады игре, успокоение и др.),
что свидетельствует об особом отношении к этому времени года
в русском национальном сознании. Реакции с противоположным зна-
ком (смерть, жестокая пора, скучная и т. д.) соответствуют архаиче-
ским представлениям и присутствуют, главным образом, в поэтиче-
ских произведениях.
В образном слое рассматриваемых концептов национально-
культурная специфика проявляется, например, в большом количестве
положительных эмоционально окрашенных образов, данных на сти-
мул «зима». Кроме того, специфика концепта
«зима»
выявляется че-
рез отдельные реакции религиозного плана, например, празднование
Рождества и Крещения.
В ассоциативном слое концептов выявляются культурные компо-
ненты, которые представляют собой антропоморфные ассоциации
(весна — красна, зима — хромая, кусает и т. д.), а также прецеденты
(зима — Пушкин, зима — в Простоквашине).
В поэтических текстах русских поэтов национальная специфика
восприятия времен года отражается в ассоциациях:
● религиозного характера: зима — рождественская ель, святки,
Божий ангел (А. Ахматова);
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14
Powered by FlippingBook