Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

С.Н. Курилов

6

Гуманитарный вестник

# 4·2016

ступает не государство, а гражданское общество, и исторически нор-

мы права только фиксируются сверху, но возникают снизу, в обще-

стве. Нормы права являются продуктом интуитивного спонтанного

процесса, утверждаясь изначально в обществе, и только позднее

санкционируются государством и закрепляются в виде законов. За-

коны не могут быть придуманы сверху, государство имеет возмож-

ность только регулировать и направлять их в целевое созидательное

русло планомерного общественного развития и устройства. Право,

которое нормирует взаимоотношения в гражданском обществе, не

может устанавливаться государством и быть продуктом только пла-

номерного устройства общества. Социально-исторический и право-

вой опыт стран Западной Европы второй половины XIX в. показал

несостоятельность идей либерализма в духе эпохи Просвещения. По-

нимание свободы как дарования формальных прав в конституции и

законах не подразумевало обеспечение социального равенства и

справедливости, гарантирующих всем членам общества достойное

существование. Русская философия в лице В.С. Соловьева одна из

первых в Европе сформулировала и аксиологически обосновала тезис

о праве каждой личности на

достойное существование

. Представи-

тели «нового» либерализма начала XX в. отталкивались от этой идеи

и трактовали по преимуществу понятие

собственности

не столько

как нечто принадлежащее индивиду, но как основу хозяйственно-

предпринимательской деятельности и социального творчества.

Понятие

справедливости

в контексте общественного идеала трудно

принять на уровне личностного сознания, которое всегда находится в

некой «пещере», ограниченной собственными интересами и потребно-

стями. Расширяя границы своего разума в интуитивном опыте и рацио-

нальном познании, человек может узреть Правду и осознать принципы

социальной жизни, опирающиеся на нравственно-религиозные основа-

ния и находящие в них свой смысл и оправдание.

Самым легким и прямым путем совершенствования обществен-

ной жизни по мысли многих практикующих политиков является путь

автоматического преобразования с помощью политико-правовых ме-

ханизмoв. Подобно трудности по пути самопознания отдельного че-

ловека, труден и путь внутреннего, глубинного изменения социаль-

ной реальности. Социально-исторический опыт показывает, что ко-

ренное ментальное изменение (или в христианской терминологии —

«покаяние» как перемена жизни и мыслей) более эффективно, чем

внешняя политическая модернизация. На наш взгляд, наиболее пра-

вильной модернизацией должна стать гуманистическая христианиза-

ция, но не внешне-принудительная, а внутренняя, направленная не на

внедрение в общественное сознание догматов религии, а на соответ-

ствие жизни людей высшим ценностям.