1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 4·2016 1

УДК

1:14(140.8)

DOI 10.18698/2306-8477-2016-04-358

Философия консервативного либерализма как учение

о единстве социокультурных традиций и творчества

личности

© С.Н. Курилов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье утверждается идея о том, что традиционное понимание либерализма и

консерватизма как альтернативных моделей социально-политического развития

сменилось их синтезом. Анализируется синтетический принцип единства лично-

сти и общества, на котором строится концепция консервативного либерализма

как наиболее справедливого социально-политического устройства. Обосновывает-

ся положение о реалистичности идейной позиции, смысл которой состоит в не-

возможности создания идеальных социально-политических условий.

Ключевые слова:

консервативный либерализм, социокультурные традиции, твор-

чество личности,

должное, справедливость, свобода, право, гражданское обще-

ство, социальное бытие.

Сегодня анализ проблемы консервативно-либерального синтеза в

контексте происходящих социально-политических процессов имеет

как теоретико-методологическое, так и жизненно-практическое зна-

чение. В последнее время и наука, и практика пересматривают тради-

ционные взгляды на либерализм и консерватизм как на противополож-

ные модели, не сводимые друг к другу. Исторический опыт XX–XXI вв.

показал, что на практике задачи консервативной стабилизации и ли-

беральных реформ успешно дополняют друг друга. Либеральное об-

новление общества зачастую эффективно осуществляется с помощью

консервативных мер, и, наоборот, цели консервативно-охранительной

политики успешно реализуются путем либерализации социальных ин-

ститутов. Совмещение двух моделей в виде консервативного либера-

лизма или либерального консерватизма не является совершенной па-

радигмой общественного устройства, лишенной всех недостатков,

однако данная концепция все чаще берется в качестве теоретико-

методологической основы реализации тех или иных социальных, по-

литических и культурных стратегий.

Философское понимание преимуществ консервативно-либераль-

ного консенсуса в отечественной мысли стало формироваться с середи-

ны XIX в. На практике же такое взаимодополнение не сложилось ни до

революции 1917 г., ни в советское время, однако было осуществлено в

русской социально-философской мысли — в творчестве П.Б. Струве и

С.Л. Франка.