Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Философия консервативного либерализма как учение о единстве…

Гуманитарный вестник

# 4·2016 5

сущность государственно-правовых отношений как соборность и со-

лидарность, подчеркивая метафизичность единства социального бы-

тия. Адекватным вариантом социального развития и устройства яв-

ляется сочетание консервативного и либерального начала, синтез ко-

торых отвергает

крайности анархической и западно-либеральной

теории, полагая их не только теоретически ошибочными, но и прак-

тически неверными, так как высшей задачей государства, как и всех

общественных институтов, является не утилитарная, внешняя цель, а

утверждение целостной правды и оформления векторов духовно-

онтологического развития. Общество формируется не сверху, а бла-

годаря спонтанному процессу, предполагающему и механику, и ор-

ганику, поэтому у государства есть рамки, за которые оно не может

выходить и контролировать жизнь общества. Деятельность государ-

ства по урегулированию политико-правовой и социокультурной жизни

общества выступает в качестве приложения, а не подавляющего начала.

Важнейшей целью государства является формирование условий для са-

мой свободы, вырастающей из организационно-планомерной жизни. Не

государство является ускоряющим катализатором, имея противополож-

ные задачи и цели, но общество и инициатива личности выступают в

роли инновационного начала. Под гражданским обществом возможно

понимать

то единство, которое складывается не планомерно-

механически, а спонтанно-творчески, путем переплетения человеческих

воль в процессе их жизни и деятельности. Государство — это не прину-

дительная организация, худшим вариантом которой является мегама-

шина, поглощающая личность, оно есть организация свободы. В этой

паре категорий уже заключается логическое противоречие, но именно

так проявляется положительная диалектика единства традиционно-

охранительного начала с началом личностной творческой инициативы.

Диалектичность социального бытия наблюдается в целом ряде

противоположностей, образующих онтологические «пары».

«Обще-

ство, с одной стороны, создается умышленно-планомерно, с другой

стороны, складывается и вырастает само собой...

Вместе с тем это

двуединство стоит в теснейшей связи с общими нормативными

принципами солидарности и свободы: планомерность общественного

единства есть не что иное, как выражение общественной солидарно-

сти в сфере умышленной общественной воли, тогда как спонтанность

общественного единства есть его осуществление в стихии свободы»

[5, с. 154].

Без гражданского общества как субстанционального нача-

ла государственность приводит к формированию абсурдной тотали-

тарной системы, поедающей человека. Правовая система оформляет-

ся благодаря тому планомерному общественному началу, которое

имплицитно заложено в социуме и воплощается в совокупности норм

и правил. Исторический опыт показывает, что субъектом права вы-