Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

И.В. Печенин

2

Поворотной точкой в развитии западной историографии можно

считать появление в 1981 г. капитального труда Й. Френкеля [13],

определившего дальнейшее направление исследований еврейской

политической жизни. По мнению его учеников, «одной из важней-

ших характеристик исследовательского метода Френкеля является

отказ от поиска детерминистических “объективных” причин, обраще-

ние к субъективному, неоднозначному, изменчивому, человеческому.

В центре его исследования стоит человек, живущий в конкретную исто-

рическую эпоху: человек развивающийся, колеблющийся, ищущий»

[14, с. 349]. У современных западных ученых заметно стремление вы-

работать новый ракурс исследования. Они отказываются от прежних

конвенциональных положений, происходит переосмысление соци-

ального и национального факторов в развитии российского еврейства

[15], показателен отказ от классового подхода при рассмотрении со-

циальной структуры еврейского общества [16]. В данном ключе в

1990-е годы начинает развиваться и современная российская исто-

риография. Характерной особенностью является активное взаимо-

действие современных западной, российской и израильской школ.

В последние десятилетия историография быстро пополняется но-

выми работами. Тем не менее для большинства из них характерен

недостаток, уменьшающий заслуги современных историков. Так или

иначе, для всех работ характерна изначальная идеологическая задан-

ность. В данной статье мы предпримем попытку посмотреть на эту

проблему по-другому. Мы покажем, что представления о структуре

еврейского общества, о еврейской нации и ее будущем проистекали

из социально-политических доктрин отдельных партий и во многом

были умозрительны. Мы постараемся дистанцироваться от различ-

ных взглядов на эту проблему и показать, что то или иное утвержде-

ние, например, о неспособности еврейских рабочих трудиться вместе с

русскими, основывается на общих социально-политических представ-

лениях и идеологических установках. Поэтому в центре нашего внима-

ния будут системы взглядов, которые в современной науке принято

обозначать емким термином «идентичность». Изучение не фактов, а

представлений о них, создает объемную картину, лишенную недостат-

ков, характерных для научных подходов лишь в одной плоскости.

Согласно подсчетам российских политологов, на рубеже

XIX–XX вв. интересы еврейского народа представляли 10 еврейских

политических партий: Бунд, Еврейская народная группа, Еврейская

народная партия, Еврейская независимая рабочая партия, Еврейская

территориалистическая рабочая партия, Поалей-Цион, Сионистско-

социалистическая рабочая партия (ССРП), Социалистическая еврейская

рабочая партия (СЕРП) (они же сеймовцы, группа «Возрождение»),

Союз достижения равноправия для евреев России и Трудовая сио-