Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

И.В. Печенин

8

В журнале «Еврейская жизнь» ряд статей посвящен вопросам си-

онизма, территориализма, Палестине. Они составляют подавляющую

часть публицистических статей, лишь несколько публикаций в номе-

рах — это художественные произведения. Однако и их характер

(среди них рассказы Шолома Аша, стихотворения Семена Фруга,

проникнутые националистическими настроениями) говорит о явных

симпатиях к сионизму. Среди постоянных сотрудников, чьи статьи

появлялись почти в каждом номере журнала, можно назвать видных

идеологов и глашатаев сионизма: В. Жаботинского, Ахад-Гаама

(У.И. Гинцберга), М. Усышкина, Б. Борохова.

На страницах «Еврейской жизни» представлено сионистское ви-

дение концепции еврейской идентичности. Не только передовые ста-

тьи, но и критика и библиография, являвшиеся своего рода приложе-

нием к основному содержанию журнала, отражают сионистскую

концепцию. «Raison d’etre (смысл существования (фр.). — И. П.) ев-

рейского существования стали усматривать не в монотеизме и этике

юдаизма, а исключительно в том, что еврейский народ

существует

(курсив мой. — И. П.) и хочет продолжать свое существование» [29,

с. 150]. В другой аналитической статье провозглашается, что «еврей-

ский народ может возродиться только благодаря своим собственным

усилиям – вот основная точка зрения сионистов» [30, с. 145].

Журнал «Книжки «Восхода», в отличие от остальных изданий, не

был сугубо партийным органом. В нем нет декларативных лозунгов и

гораздо больше места отведено художественным и беллетристиче-

ским произведениям. Однако в аналитических статьях можно встре-

тить высказывания, почти дословно повторявшие цитированные

выше рассуждения из «Еврейской жизни»: «…непонимание истори-

ческой судьбы евреев в диаспоре обусловливается тем, что на евреев

все еще продолжают смотреть как на представителей определенных

религиозных верований, а не как на представителей отдельной

народности, связанных между собою историческим прошлым и об-

щими надеждами на будущее, народности, в основу жизни которой

положены одинаковые культурные идеалы, вся деятельность которой

в продолжение 18 столетий была именно направлена на сохранение

духовных форм своей прошлой независимой национальной жизни,

народности, маскировавшей свое неискоренимое стремление к со-

хранению своей национальной целостности и независимости оболоч-

кой религиозности» [31, с. 96]. В обоих изданиях акцент делается на

национальной составляющей, провозглашается национальное един-

ство еврейского народа, непрерывность его истории с библейских

времен.

По мнению сионистов, между различными социальными группа-

ми еврейства не должно быть антагонистических противоречий, так