Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

Н.И. Габова, С.Х. Хван

4

числовыми результатами от 0 до 0,20. Самая частотная характери-

стика к > 2 = 0,06.

Цифровые показатели синтагматического ритма в отрывках объ-

ективно-авторского повествования находятся в пределах от 0,02 до

0,11. Значит, интервал колебаний в объективно-авторском повество-

вании меньше, чем в сказе.

Среднеарифметическая величина к > 2 имеет результат 0,07. Са-

мая распространенная характеристика составляет 0,10 и совпадает с

аналогичным показателем, представленным, по наблюдениям

Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, в художественных текстах. Подтвердим

наши положения следующими далее примерами.

Сказ

: «Савицкий,/ наш начдив,/ забрал когда-то у Хлебникова,/

командира первого эскадрона,/ белого жеребца./ Это была лошадь

пышного экстерьера,/ но с сырыми формами,/ которые мне тогда ка-

зались тяжеловатыми/» («История одной лошади») [10, с. 76].

Синтагматическую структуру фрагмента передает формула

1/ 1/ 3/ 3/ 2/ 4/ 2/ 2/ 2/ 2/,

где к > 2 = 0.

Субъективно-авторское повествование

: «Оранжевое солнце/ ка-

тится по небу,/ как отрубленная голова,/ нежный свет/ загорается в

ущельях туч,/ штандарты заката/ веют над нашими головами/» («Пе-

реход через Збруч») [10, с. 19].

Синтагматика фрагмента представлена выражением

2/ 2/ 2/ 2/ 3/ 2/ 2/,

где к > 2 = 0.

Объективно-авторское повествование

: «По вечерам/ к нам при-

ходили/ двадцатидвухлетние большевистские генералы/ со спутан-

ными рыжеватыми волосами./ Мы курили московские папиросы,/ мы

съедали ужин,/ приготовленный Елизаветой Алексеевной из армейских

продуктов,/ и пели студенческие песни/» («Поцелуй») [10, с. 151].

1 /2 /3 /3 /3 /2 /5 /3,

где к > 2 = 0,14 (1:7).

Следовательно, и в синтагматическом плане наибольшая степень

ритмичности присуща сказу, наименьшая — объективно-авторскому

повествованию.

В организации синтагматического ритма композиция играет не-

значительную роль. Но важно заметить, что вслед за увеличением

(либо уменьшением) ударной характеристики от начала к концу рас-

сказа увеличивается (либо уменьшается), хотя и незначительно, к > 2.

Между изменениями ударных и синтагматических величин наблюда-

ется прямо пропорциональная зависимость (см. табл.). В «Одесских

рассказах» («Отец», «История одной голубятни») также отчетливо

проявляется эта тенденция.