Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Использование статистических методов при изучении синтагматического ритма…

3

ма происходит на стыке контрастных (более чем в 2 такта) синтагм.

И это связано прежде всего с дыханием, плавность которого может

изменяться, если рядом находятся разновеликие синтагмы. Чем

меньше контрастных по величине синтагм в тексте, тем ритм выше.

«Когда человек говорит или пишет, то можно сказать, что он дышит

синтагмами. Если в тексте нет контрастных по величине синтагм, то

ровность дыхания ничем не нарушена. Но стоит только оказаться ря-

дом двум контрастным синтагмам, например, одна в четыре такта,

другая в один, и в речевых шагах происходит сбой: человек словно

споткнулся, и его дыхание сбилось» [9, c. 106].

Цифровые показатели синтагматического ритма в «Конармии»

И.Э. Бабеля ограничиваются пределами от 0 до 0,20. «Конармия» от-

личается высокой степенью упорядоченности смежных синтагм по

числу фонетических слов. Среднеарифметический показатель син-

тагматической ритмичности к > 2 (контраст больше двух) представ-

лен величиной 0,06 и совпадает с самой распространенной характе-

ристикой синтагматического ритма [9, с. 106]. В некоторых текстах

наблюдались случаи идеальной синтагматической ритмичности.

В «Одесских рассказах» среднеарифметический показатель к > 2 вы-

ше 0,08. Интервал колебаний представлен цифрами от 0 до 0,19.

Самый частотный показатель к > 2 равен 0,10.

Анализ синтагматических характеристик текстов названного пи-

сателя в зависимости от типа повествования дал следующие резуль-

таты. Сказовые отрывки имеют среднеарифметический показатель,

равный 0,06, который совпадает с самой распространенной характе-

ристикой. Интервал колебаний представлен числовыми результатами

от 0 до 0,19.

В некоторых фрагментах имела место идеальная ритмичность, т. е.

контраст более двух фонетических слов в смежных синтагмах не

встретился. Например: «//Там в зале/ Надежда Васильевна/ совер-

шенно сумасшедшие сидели,/ они с шашкой наголо/ по зале проха-

живались и в зеркало глядели./ А когда я Никитинского в залу при-

тащил,/ Надежда Васильевна/ побежали в кресло садиться,/ на них/

бархатная корона/ перьями убрана была,/ они в кресла бойко сели/ и

шашкой мне на караул сделали...//» («Жизнеописание Павличенки,

Матвея Родионыча») [10, с. 72].

Синтагматическую структуру приведенного фрагмента отражает

формула

1/ 2/ 3/ 4/ 2/ 2/ 4/ 2/ 3/ 1/ 2/ 3/,

где к > 2 = 0.

Среднеарифметическая величина синтагматического ритма в

субъективно-авторском повествовании И.Э. Бабеля равна идентич-

ному показателю в сказе — 0,06. Амплитуда колебаний ограничена