Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Н.И. Габова, С.Х. Хван

2

стей текста, ритмы оригинального и переводного текста… учитывать

периоды устойчивости ритма и границы его изменения, чтобы

наблюдать сопутствующие изменения в лексике, грамматике и се-

мантике текста» [4, c. 104].

Между тем исследование художественного ритма с помощью со-

временных методик является перспективным направлением, так как

позволяет не только изучить более полно и глубоко стиль художника,

но и обеспечить системность в изучении и проникновении в более

глубокие слои его поэтического мира. Ритмика и грамматика в про-

заическом тексте сливаются воедино и позволяют увидеть «в этой

внешней простоте ее внутреннюю структурную сложность: движение

от авторского ритмического задания к обычному грамматическому

строю языка» [5, с. 45].

Среди существующих методик интересной представляется ком-

плексная методика с использованием статистических методов

Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, рассматривающая ритм прозы как фоне-

тическое явление, в котором принимают участие три взаимодейству-

ющих между собой ритмообразующих элемента: ударение, паузиров-

ка и интонация.

Основной целью данной работы является статистический анализ

одной из ритмико-мелодических характеристик языка И.Э. Бабеля —

синтагматической.

В определении синтагмы мы исходим из теоретических пред-

ставлений Л.В. Щербы, согласно которым синтагма рассматривается

как простейшая интонационная единица речи, предельная основная

синтаксическая единица. Это «фонетическое единство, выражающее

единое смысловое целое в процессе речи-мысли и фонетически спло-

ченное особым синтагматическим ударением» [6, c. 86]. Таким обра-

зом, синтагма есть единица не только семантико-синтаксическая, но

и ритмико-интонационная. Ведь, по справедливому замечанию Н.В.

Черемисиной, «взаимосвязь синтагменного ритма с интонацией есть

закон русской речи» [7, с. 32].

Особенности синтагматического членения связаны с тем, что в

языке нет

зафиксированных

синтагм, но «их выделение ни в коем

случае не подчиняется субъективному произволу, так как с ним

неразрывно связано понимание речевых сообщений», синтагматическое

строение текстов является в основном вполне определенным [8, с. 27].

Для измерения синтагматического ритма был использован метод

Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, который учитывает отклонения «от не-

кой условно принятой идеальной ритмичности, в которой соседние

синтагмы по своей величине не отличаются друг от друга более чем

на два такта» [4, c. 128–129]. Данная методика предлагает рассматри-

вать только величину соседних синтагм, потому что нарушение рит-