Background Image
Previous Page  4 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 7 Next Page
Page Background

Г.К. Девлет-Гельды, Я.Р. Зайнитдинова

4

В современном обществе люди (речь идет, прежде всего, об ин-

теллигенции, а не о работниках физического труда) с преобладаю-

щим данным компонентом сознания способны стать блестящими ис-

полнителями, мастерами своего дела, даже получить всеобщее при-

знание, но общественный прогресс обеспечить не смогут, поскольку

они слишком боятся новшеств, непредсказуемости и отступления от

привычных традиций и устоев. Однако существует и положительная

сторона традиционного сознания. Так, честность, порядочность и

добросовестность в современном мире приобретают все большую

экономическую полезность, и хочется надеяться, что в итоге они вы-

теснят различные формы лжи и двойных стандартов.

Рутинный компонент экономического сознания

складывается на

основе того, как человек способен воспринимать окружающий его

мир. Этот компонент более других отражает способность к субъек-

тивному восприятию объективной реальности на основе повседнев-

ных дел и событий.

Как правило, рутинное сознание противопоставляется творче-

скому, инновационному, точно так же, как и традиционное. Но если

цель традиционного компонента сознания — сохранить и преумно-

жить имеющиеся ценности, то рутинного — позволить человеку

жить, указывая, что делать в каждый определенный момент с извест-

ными предметами и как вести себя в тех или иных ситуациях.

Рутинные ᴨᴏᴛребности людей реализуются путем использования

уже произведенных предмеᴛᴏʙ и услуг, причем давно устоявшимися

методами. В качестве примера можно вспомнить пирамиду потребно-

стей А. Маслоу, где удовлетворение первичных, или физиологических,

потребностей (в воде, пище, одежде, жилье) реализуется с помощью ру-

тинного сознания, а на следующие две ступени (потребности безопас-

ности и сохранения социального статуса — любви, принадлежности к

определенной группе) работает уже традиционный компонент.

Практика современного менеджмента показывает, что сама эко-

номическая реальность постиндустриального общества делает вос-

требованными не рутинные или традиционные, а творческие способ-

ности человека. Предпринимателю выгодно привлекать работников

умственного труда с ярко выраженным творческим подходом к рабо-

те. Изменение в образе мыслей отдельных людей не может пройти

бесследно. Например, студенты и работники с преобладанием неру-

тинного/нетрадиционного компонентов сознания склонны к постоян-

ному поиску и приобретению знаний и информации, стремлению

освободиться от монотонной работы и традиционного досуга. Это

приводит к изменению их потребностей в видах деятельности, отды-

ха и быта, что в свою очередь влияет на рыночную конъюнктуру и

стимулирует переход экономики на инновационный путь развития.