Background Image
Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Традиционные, рутинные и инновационные компоненты экономического сознания

3

шей школе [4], принята учеными для выяснения возникновения порядка

и сотрудничества из несогласованных, на первый взгляд, взаимодей-

ствий индивидуумов, действующих в своих интересах. Однако даже

лучшие экономисты-теоретики не останавливаются на изучении чистой

теории. Они мастерски используют экономический образ мышления,

предполагающий осмысление концептуальных положений как эконо-

мической теории, так и культуры, политики, психологии, истории, а

также социальных институтов, формирующих ценности и экономиче-

ское поведение людей. Человек, способный думать как экономист, об-

ладает полезным и мощным интеллектуальным навыком, который по-

могает ему не только активно и целенаправленно действовать, но и осо-

знавать полноту ответственности и целесообразность этой деятель-

ности.

Наряду с экономическим мышлением второй предпосылкой эко-

номического поведения является экономическое сознание.

Экономическое сознание

— совокупность экономических сужде-

ний человека о себе и об окружающем мире. Это основополагающий

компонент всех мотивов и поступков человека. По развитости и пол-

ноте экономического сознания можно судить как об экономической

компетентности личности в целом, так и о рациональности ее свер-

шений. Как «высший уровень психического отражения экономиче-

ских отношений общественно развитым человеком» [5] экономиче-

ское сознание включает в себя традиционный, рутинный и инноваци-

онный компоненты.

Традиционный компонент экономического сознания

как форма

общественного сознания нацелен, прежде всего, на связь времен, на

сохранение традиций, культивирование прошлого. Данный компо-

нент предполагает осознание человеком себя и своего места в совре-

менном мире в связи с тем, что он впитал в себя ценности семьи, в

которой вырос, фундаментальные знания, которые получил, обучаясь

сначала в школе, а затем в колледже или вузе. Этот компонент скла-

дывается в силу тех или иных традиций общества и семьи, в которых

человек родился, живет и развивается. Именно такое сознание харак-

теризуется наибольшей устойчивостью и преданностью традициям,

ответственностью и патриотизмом, что очень важно для воспроиз-

водства экономических, политических и религиозных отношений в

обществе.

Как человек, живший в традиционном обществе и принадлежав-

ший к определенному сословию, жестко следовал предписанной ему

поведенческой матрице, так и современный человек с доминиру-

ющим традиционным компонентом сознания превыше всего будет

ставить ответственность, дисциплинированность, исполнение долга,

покорность, послушание.