Background Image
Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

Б.Н. Земцов, М.М. Малинкович

4

и Бурьену» [10]. Но ему претили предметы, навязываемые «педаго-

гами» в рясах. Вероятно, именно тогда у него затаилась душевная злоба

на служителей культа.

Придя к власти, Наполеон, возможно, начал мстить. Бонапарт

призвал к союзу в письме к лидерам Вандеи: «Приезжайте ко мне; мое

правительство будет правительством молодости и духа». В действи-

тельности весь запад Франции был систематически разорен после того,

как Конвент издал указ об истреблении в 1793 г. Исследователи

Первого Консула составили список из 500 000 мертвых, некоторые из

них были заперты в церквях (например, в церкви коммуны Луки в

Вандее) и сожжены заживо [10].

С.Н. Искюля в книге «Максимы и мысли узника Святой Елены»

писал: «Затем Первый Консул отменил известную Гражданскую

Конституцию Духовенства, которая с 1790–1791 гг. потребовала,

чтобы каждый католический священник поклялся в преданности

государству в ущерб лояльности к Риму. Конституция также

потребовала выборов священников и епископов всеми гражданами,

даже протестантами и евреями» [11].

Но в то же время существует множество фактов благотвори-

тельности Наполеона. Он осуществлял вложения в восстановление и

постройки католических храмов. У С.Н. Искюля читаем: «Тело Папы

римского Пия VI, который умер в Валансе как узник Директории и был

предан земле почти анонимно на местном городском кладбище, было

передано с большой церемонией Риму» [11].

Наполеон решил вести политическую игру с Папой. Новая власть

искала поддержки у церкви. В религии Бонапарт видел одно из

важнейших средств укрепления своей власти. В 1801 г. он заключил

конкордат с Папой Пием VII. По условиям этого договора

католичество объявлялось «религией большинства французов». В

свою очередь Папа признавал распроданные церковные земли

законной собственностью новых владельцев. Архиепископы должны

были назначаться французским правительством и затем утверждаться

Папой. Католическое духовенство должно было поддерживать власть

консулов [11].

Не исключено, что, увидев продажность «верховного католика»,

Бонапарт укрепился в неуважении к служителям культа. Задача

историка состоит не столько в том, чтобы описать историческое

событие или процесс, сколько понять причины их появления. Как

отмечает П.Л. Карабущенко, вандализм как историко-культурное

явление следует рассматривать «комплексно, в контексте конкрет-

ного политического времени» [12, с. 12]. Существующие источники и

современная методология позволяют сделать следующие выводы.

1. Для русских преступления наполеоновской армии всегда

останутся преступлениями. Но православные церкви для нас являются