Background Image
Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

Б.Н. Земцов, М.М. Малинкович

2

Спаса на Бору и Николы Гостунского находились склады овса, сена и

соломы для лошадей самого Наполеона;

в Верхоспасском соборе в Московском Кремле стояли кровати,

а престол служил столом для обедов [2].

Примеры можно перечислять до бесконечности. Отношение к

власти у разных социальных групп не могло быть одинаковым. Но в

отношении к церкви, особенно в годы революции, все французы были

едины.

В решении Генерального совета Коммуны от 23 ноября 1793 г.

было записано: «Все существующие в Париже церкви или храмы всех

без исключения культов будут немедленно закрыты» [3, с. 178]. С

другой стороны, лидеры революции считали, что народным массам

необходим объект поклонения, их воображению и эмоциональным

переживаниям нужны внешние впечатления и образы, которые до сих

пор доставлялись им религией и религиозными обрядами, проводи-

мыми в торжественной обстановке храмов. Церкви переименовывались

в храмы Разума и обставлялись вместо икон и статуй святых бюстами

деятелей революции. В культ Разума был включен ряд символических

церемоний. В ноябре 1793 г. в соборе Парижской богоматери был

впервые проведен торжественный театрализованный «праздник

Разума» [4, с. 228–231].

Церковные земли раздавались новым владельцам. Храмы подвер-

гались осквернению. Не были тронуты лишь здания с масонской

символикой.

Буржуазная революция не нашла и не могла найти научно-

последовательного пути своей борьбы с церковной контрреволюцией и

религией. Причиной этого было двойственное положение буржуазии в

ходе революции. «Ее идеологи и руководители предполагали, что в ходе

исторического развития церковь и религия станут союзниками

буржуазии в расстановке классовых сил капиталистического общества,

ее оружием в борьбе за увековечение буржуазных порядков» [5].

Нельзя забывать и о долгом влиянии масонства во Франции.

Масонские ложи собрали в своих недрах выдающихся представи-

телей наук и искусств. «Государственные основы королевской

Франции подтачивались пропагандой масонов Вольтера, Кондорсе,

Дидро, ДˈАламбера, Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Все эти философы,

особенно Вольтер, ДˈАламбер и Дидро, были проникнуты глубо-

кой ненавистью к католической церкви и монархическому образу

правления» [6].

Известный клуб масона Гольбаха был главной фабрикой

литературы. «Большая часть книг того времени, направленных против

религии, нравственности и против правительства, была нашего

производства. Масса памфлетов самого непристойного содержания,