Background Image
Previous Page  7 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 10 Next Page
Page Background

Приемы обучения информатике студентов с сильным поражением слуха

7

студента некоторый объем устойчивых знаний, в которых он абсо-

лютно уверен. На начальном этапе обучения этот объем должен быть

малым, чтобы учащийся легче мог вспомнить нужные знания. Тогда

в проблемных ситуациях всегда можно будет ими воспользоваться.

При этом если студенту удается найти нужный ответ на вопрос пре-

подавателя, то возникает не только вера в себя, в свои знания, но и

удовлетворенность от процесса обучения, что обязательно следует

особо поощрять.

Формирование базовых знаний у студентов необходимо начинать

с самого первого занятия. И наш опыт подсказывает, что эти сведе-

ния надо сообщать в форме строгих, коротких тезисов и требовать,

чтобы учащиеся выучили и устойчиво и безошибочно могли повто-

рять их. Любое понятие необходимо объяснять, чтобы снять возмож-

ную неоднозначность толкования. Базовые знания мы закрепляем пу-

тем регулярных опросов, во время которых просим студентов напи-

сать конкретные определения. Письменный опрос позволяет

студенту тщательнее сформулировать ответ, кроме того, письменное

воспроизведение информации задействует зрительную и моторную

память, а это крайне важно для студентов с сильным поражением

слуха [6]. После усвоения понятий и терминов необходимо в практи-

ческой работе неоднократно ссылаться на них или использовать их в

целях формирования устойчивых связей между базовыми определе-

ниями и практической деятельностью.

Студенты с сильным поражением слуха обладают конкретным

мышлением и отстают от сверстников в развитии логического мышле-

ния [2], что накладывает определенные ограничения на способ изло-

жения информации. Более эффективным оказывается способ не от

общего к частному, как обычно, а наоборот: от частного к общему.

Обычно излагается общий алгоритм, который в дальнейшем использу-

ется для решения конкретной задачи. В случае работы с такими сту-

дентами предлагается вначале решать задачу, разобрать алгоритм или

запрограммировать несколько конкретных задач, из которых уже в

дальнейшем выводить общий алгоритм для решения круга подобных

задач.

Совершенно очевидно, что работа с учащимися, имеющими силь-

ное снижение слуха, достаточно индивидуальна и зачастую требует от

преподавателя знания о личностных качествах и медицинских показа-

телях студента, от которых зависит восприятие предмета именно этим

учеником. В этом преподавателю может помочь ГУИМЦ, располага-

ющий данной информацией. В этом учреждении со студентами рабо-

тают медики, психологи, сурдопротезисты, сурдопереводчики. Предо-

ставив преподавателям необходимые сведения перед началом работы

со студентами (в рамках дозволенной медицинской этики и, возможно,

по согласованию с родителями), ГУИМЦ сильно облегчил бы педаго-