Background Image
Previous Page  6 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 8 Next Page
Page Background

Э.В. Давыдова

6

ния согласных [ц] и [т`]. Если это все-таки происходит, порекомен-

дуйте учащимся произносить [т`] с ослабленной смычкой, а [ц] — с

энергично раскрывающейся смычкой.

Заднеязычные согласные [к], [г], [х].

При коррекции произноше-

ния согласных [к], [г], [х] важно обратить внимание на ощутимый

момент артикуляции: язык оттянут назад, задняя часть языка подни-

мается к мягкому небу, образуя с ним смычку (при произнесении со-

гласных [к], [г]) или щель (при произнесении согласного [х]). Если

студенты произносят русские заднеязычные согласные с более зад-

ней и напряженной артикуляцией, корректировать данные звуки

лучше сначала в сочетаниях с гласным [а]:

ка — га — ха.

Позиция

перед [а] является наиболее благоприятной для устранения придыха-

ния при произнесении согласного [к]. При произнесении мягких зад-

неязычных согласных [к`], [г`], [х`] язык продвигается вперед, кончик

языка касается нижних зубов. В качестве звука-помощника использу-

ется звук [и]:

и-ки, и-ги, и-хи.

Мягкие заднеязычные согласные не

встречаются в конце слова, поэтому важно не допускать смягчения

этих звуков в данной позиции. Если это все-таки происходит, необ-

ходимо указать на ощутимый момент артикуляции: отодвинуть язык

назад. В качестве звуков-помощников можно использовать гласные

[o] и [y]:

ок-ох, ук-ух.

Согласный [j].

Согласный [j] может выступать в двух разновид-

ностях: [j] и [i]. Звуки [j] и [i] близки к гласному [и]: при их образо-

вании средняя часть спинки языка поднята к небу, причем [i] и [и] не

отличаются степенью поднятия языка. Однако при произнесении [i]

напор воздушной струи и напряженность средней части языка боль-

ше, чем при произнесении [и]. Напор воздушной струи еще больше

усиливается при произнесении [j]. При постановке этого звука следу-

ет добиваться большей напряженности средней части спинки языка и

усиления напора воздушной струи. Для обозначения звуков [j] и [i]

используются буквы

Е, Е, Ю, Я, Й

; при этом следует напомнить уча-

щимся, что буквы Е, Е, Ю, Я обозначают два звука: [jэ], [jо], [jу], [jа].

Эти звуки произносятся в ударных слогах:

в начале слова (

юг [jук]

);

после разделительных

Ъ, Ь

(

съел [сjэл]

);

после гласной (

июнь [иjун`]

).

Завершают работу над постановкой звуков упражнениями, за-

крепляющими навыки произношения конкретного звука в различных

позициях с гласными и согласными. Далее методически целесообраз-

ным является чтение стихов, скороговорок, поговорок и пословиц, в

которых тренируемый звук встречается наиболее часто. Подобные

упражнения позволяют автоматизировать уже приобретенные арти-

куляционные навыки [7]. Автоматизация указанных навыков высту-

пает необходимым условием освоения русской фонетической систе-