Background Image
Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

Э.В. Давыдова

4

артикуляции — это положение передней части языка, которая смыка-

ется с верхними альвеолами, кончик языка при этом касается верхних

зубов. Чтобы добиться оттянутости языка назад, можно использовать

звук-помощник [ы]. Произнося звук [ы], следует медленно подни-

мать кончик языка к основанию верхних зубов. В качестве звуков-

помощников могут также выступать заднеязычные согласные [к], [г]

и гласные [о], [у]. При коррекции произношения [л’] (как правило,

этот звук произносится недостаточно мягко) можно использовать

звук-помощник [и]. Важно также обратить внимание на ощутимые

моменты артикуляции: смычка образуется глубже, чем при образова-

нии [л], — у края верхних альвеол; кончик языка может находиться у

верхних или у нижних зубов.

Согласный [р]

является очень трудным звуком для иностранных

учащихся. Трудность заключается в том, что нужно правильно отра-

ботать вибрацию языка. Для того чтобы вызвать указанную вибра-

цию, следует поместить кончик языка у альвеол и направить в обра-

зовавшуюся щель сильную струю воздуха. В качестве звуков-

помощников можно использовать звуки [т] и [д]. Сначала следует

отработать произношение [р] в сочетаниях

дра… дра… дра…, тра…

тра… тра…

и лишь затем перейти к тренировке этого звука в интер-

вокальном положении и в конце слова. При произношении мягкого

[р`] кончик языка вибрирует меньше, чем при произношении твердо-

го [р]. При коррекции произношения мягкого [р`] можно использо-

вать сочетания со звуками-помощниками:

ти, ди, ири, тири.

В упражнениях на противопоставления согласных [р] — [л],

[р`] — [л`] нужно следить за тем, чтобы студенты не допускали их

смешения. Необходимо напомнить учащимся, что при произнесении

[p] загнутый вверх кончик языка под действием проходящей воздуш-

ной струи вибрирует у альвеол. При произнесении [л] кончик языка

касается верхних зубов, поперек полости рта образуется щель, струя

воздуха выходит по краям. Рекомендуются упражнения на противо-

поставления, например:

рак-лак, просто-плохо, красный-классный,

Марина-малина, Раиса-Лариса

и т. д.

Согласные [c], [c`], [з], [з`].

При коррекции звуков [c] и [з] сле-

дует обратить внимание на ощутимый момент артикуляции: кончик

языка опущен и слегка касается нижних зубов у самого их основания.

Можно использовать звук-помощник [а]. При произношении мягких

согласных [c`] и [з`] у учащихся иногда появляется небольшой ши-

пящий призвук. Чтобы этого избежать, нужно слегка продвинуть

язык вперед. Можно использовать ощутимый момент артикуляции:

опустить кончик языка к основанию нижних зубов.

Согласные [ш], [ж].

При коррекции произношения звуков [ш] и

[ж] важно обратить внимание студентов на два ощутимых момента

артикуляции: кончик языка поднят к альвеолам и язык оттянут назад.