Background Image
 1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

Обучение иностранных студентов фонетике русского языка…

1

УДК 808.2

Обучение иностранных студентов фонетике русского

языка: постановка гласных и согласных звуков

© Э.В. Давыдова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассмотрены особенности постановки русских гласных и согласных зву-

ков у иностранных учащихся неязыкового вуза. Отмечены основные моменты ар-

тикуляции. Особое внимание уделено приемам использования звуков-помощников

при коррекции произношения согласных.

Ключевые слова:

фонетика, артикуляция, звук, произношение, коррекция, русский

язык как иностранный.

Фонетика — один из аспектов лингвистической компетенции

учащихся, требующих особого внимания на начальном этапе обуче-

ния. Обучение фонетике предполагает, что студенты овладевают тео-

ретическими знаниями и практическими навыками, терминологиче-

ской базой, необходимыми в дальнейшем при обучении всем видам

речевой деятельности — аудированию, говорению, чтению и письму.

Поэтому вводно-фонетический курс обычно предваряет системное

изучение русского языка как иностранного (РКИ), особенно в среде

носителей. Корректировочные и сопроводительные курсы фонетики

предлагаются учащимся, уже владеющим определенной лексической

базой и знаниями в области грамматики, и способствуют исправле-

нию акцентологических ошибок и систематизации знаний и навыков

в сфере фонетики.

Это традиционный подход к обучению фонетике русского языка,

сложившийся за десятилетия работы кафедр РКИ в вузах России, ис-

пользующий результат лингводидактических исследований, практиче-

ский опыт работы, материалы учебно-методических пособий и техноло-

гии уровней сформированности контроля государственной системы те-

стирования граждан зарубежных стран по русскому языку [1–3].

Однако при превалировании коммуникативных методик обуче-

ния иностранному языку фонетика была отодвинута на задний план

как менее значимый аспект иноязычной речевой деятельности и

включена в общий курс практического русского языка [4, 5].

В настоящее время РКИ в вузах Российской Федерации изучают

представители языковых систем, принципиально отличающихся от

русских (китайцы, вьетнамцы, корейцы), и лингвистическая компе-

тенция в сфере фонетики становится базой всего последующего обу-

чения языку [6]. Вместе с вопросом о значимости аспектного, специ-

ализированного обучения фонетике и достижения необходимого

уровня фонетической компетенции учащихся возникает и вопрос о