Background Image
Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

К вопросу об условиях обучения речевому общению на иностранном языке…

4

языковых единиц, необходимую для их усвоения. Достаточно сказать,

что речевая продукция при описании воображаемой ситуации на род-

ном языке возрастает в 20 раз, на иностранном языке — не менее чем в

3–4 раза. Использование в работе по иностранному языку (включая и

русский как иностранный) отрывков из фольклора народов мира спо-

собствует также формированию эмоционально богатой и независимой в

суждениях личности.

Несмотря на некоторую ирреальность происходящего на занятии,

обучаемый действует с реальными предметами, преображаясь сам,

преображает вовлекаемые в работу предметы и действует с ними,

опираясь на те же значения, которые он сам им придал. Причем в же-

лании ученика представить себе что-то, вообразить себя кем-то нет

никакого давления. Воображение и вера в принятые на время занятия

условия делают невозможное возможным. А участники коммуника-

ции при этом остаются самими собой.

Принципы построения занятий по иностранному языку на неязы-

ковых факультетах вузов должны включать в себя научность и жиз-

ненность, даже в случае фантазийной ситуации. Каждая речевая си-

туация должна носить эмоциональный характер. Это главное условие

успеха процесса обучения. Кроме этого, необходимо регулярное по-

вторение пройденного учебного материала в реальных ситуациях

общения для выработки речевого автоматизма.

Обобщая все вышесказанное о месте и роли речевой ситуации

в обучении иностранному языку и основываясь уже на своем соб-

ственном опыте, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, с помощью учебной речевой ситуации можно моде-

лировать процесс усвоения учебного материала (в зависимости от

ошибок и успехов учащихся изменять ее составляющие). Во-вторых,

обучение иностранному языку через учебные речевые ситуации яв-

ляется первым этапом в системе формирования умственных действий

(составление материальной основы языка). В-третьих, речевая ситуа-

ция предполагает возникновение речевой установки, и при система-

тическом ее закреплении установка говорить на определенном языке

прочно фиксируется.

На основании вышеизложенного можно дать следующее определе-

ние учебно-речевой ситуации.

Учебно-речевая ситуация есть методи-

ческое средство формирования и реализации речевого действия путем

столкновения в конфликтных предлагаемых обстоятельствах разных

интересов и потребностей участников ситуации, которые неудовле-

творены создавшимся положением вещей или взаимоотношениями, при

этом каждый участник ситуации преследует цель изменить это поло-

жение в свою пользу соответствующими речевыми действиями.

Учебно-речевая ситуация может функционировать как в раз-

вернутом (полном) виде, так и фрагментарном, в зависимости от эта-

па обучения и стадии освоения конкретного языкового материала.