Background Image
Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

К вопросу об условиях обучения речевому общению на иностранном языке…

2

Еще Гегель отмечал, что ситуация и содержащийся в ней кон-

фликт представляет собой общий стимул движения [8, c. 471]. Поня-

тие конфликта, наличие рассогласованности, противоречий между

участниками ситуации отмечается некоторыми исследователями.

Однако ни в теоретических, ни в практических работах конфликт не

занял роль стимулятора речи. Эта неудовлетворенность практиче-

скими результатами заставляет нас обратиться вновь к теоретическим

аспектам ситуации, к некоторым нерешенным, с нашей точки зрения,

вопросам. Можно считать общепризнанным положение о том, что

для успешного обучения устной разговорной речи следует создавать

определенные условия, побуждающие учащихся легко, без принуж-

дения продуцировать высказывание на изучаемом языке.

В работе со студентами неязыковых факультетов вузов нас инте-

ресует, во-первых, речевая ситуация, т. е. ситуация, где речь является

главным средством действий участников ситуации, во-вторых, мето-

дический аспект речевой ситуации, т. е., по существу, учебно-речевая

ситуация (УРС). Практически все методисты (и мы присоединяемся к

ним) считают важнейшим признаком УРС ее способность быть сти-

мулом речи.

По мнению ряда авторов, речь стимулирует:

совокупность внешних обстоятельств и отношений [9, 12];

условия, которые актуализируют в субъекте установку [10,

с. 85–93].

описание воображаемой ситуации, содержащей стимул [5, с. 128];

совокупность условий, заключающих в себе противоречие

[11, c. 136];

совокупность реальных и воображаемых отношений, связей и за-

висимостей [2, с. 22–27];

систему взаимоотношений двух (и более) субъектов в ее связях с

макросистемой контекста и их деятельности [3, c. 276];

возникший в общении дефицит информации [12, c. 50].

Действительно, и совокупность обстоятельств, и условия, заключа-

ющие в себе противоречие, и дефицит информации могут быть стиму-

лами речи. Но представлены они, эти стимулы, во всех упомянутых

определениях крайне общо. Не ясно, какими должны быть, скажем, об-

стоятельства и взаимоотношения, чтобы педагог мог дать ученикам за-

дачу, стимулирующую речь. В силу того что «на основе ситуации мож-

но прогнозировать речевой продукт и искомый результат общения»,

И.Л. Бим условно относит ситуацию общения к содержанию обучения.

Более полное и точное определение УРС дал А.А. Леонтьев:

«Учебно-речевая ситуация есть совокупность речевых и неречевых

условий, задаваемых нами учащимся, необходимых и достаточных для

того, чтобы учащийся правильно осуществил речевое действие в соот-

ветствии с намеченной нами коммуникативной задачей» [13, с. 161].