Background Image
Previous Page  3 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 8 Next Page
Page Background

О.Е. Сергеева

3

Данное определение имеет методическую направленность, в частности,

указывает на связь между условиями и коммуникативной задачей. Од-

нако, и в этом определении не хватает некоторой конкретности, которая

позволила бы ему (определению) быть «руководством к действию», ру-

ководством для учителя, который должен знать точные «пружины»,

вынуждающие учащегося говорить в нужном русле. При неправильной

или неточной постановке заданий ситуации обучаемые непременно

окажутся перед фактом, что им нечего сказать.

В.А. Бухбиндер справедливо замечает, что учебная ситуация, те-

ряя в отношении полноты деталей, сохраняет существенные черты

естественной ситуации, а именно — интенцию и внеречевую направ-

ленность высказывания. Однако стимул к движению, к действию, к

речи определяется не наличием самой интенции и внеречевой

направленности, а некоей разницей интенций, точнее говоря, разни-

цей потребностей и мотивов участников ситуации, обусловленной

внеречевыми обстоятельствами. Эта разница потребностей и мотивов

и составляет суть ситуации и воплощается в понятие конфликт.

Многие существующие учебные пособия, специально посвященные

освоению ситуации, вызывают чувство неудовлетворенности, ибо прак-

тические предложения авторов (наборы ситуаций) не отражают сущно-

сти данного явления и поэтому мало стимулируют речь учащихся.

Практика показывает, что среди преподавателей нет ясного понимания

механизмов действия ситуации, в результате чего возникают неудачи в

использовании учебных ситуаций и тем самым компрометируется сама

идея. Нередко диалог на уроке представляет собой не что иное, как «го-

ворение слов по очереди». Отсутствие понимания «действующих сил»

затрудняет создание своих, новых ситуаций на уроке.

Мы разделяем мнение А.А. Леонтьева и А.А. Алхазишвили о

необходимости создания речевых ситуаций, максимально прибли-

женных к естественным. В педагогической практике для создания

учебно-речевых ситуаций рекомендуются следующие способы:

создание естественной ситуации на занятии путем моделирова-

ния явлений окружающей жизни;

создание учебно-речевой ситуации путем словесного описания и

привлечения воображения учащихся;

создание учебно-речевой ситуации посредством традиционной

наглядности и современных видов ТСО.

Конструируемые воображаемые ситуации очень эффективны, так

как позволяют решить целый ряд психолого-педагогических задач: со-

здать мотивы речевой деятельности, общие для всего обучающегося

коллектива, обеспечить индивидуальность и самостоятельность рече-

вых действий, поддержать интерес студентов к занятиям иностранным

языком, опосредованное управление речевыми действиями через обсто-

ятельства «нереальной действительности», высокую комбинаторику