Аспекты и направления в преподавании русского языка как иностранного в нефилологическом вузе - page 6

Е.В. Пиневич
6
Поэтому обучение чтению в методике преподавания РКИ по-
прежнему остается одним из основных направлений в подготовке
специалистов неязыковых вузов.
Девяностые годы прошлого века отличаются стремительным ро-
стом международных контактов на профессиональном уровне, как
следствие, публикуется много работ, связанных с появлением нового
нефилологического контингента — бизнесменов, изучающих рус-
ский язык как язык деловых контактов и партнерства. Большинство
проблем, связанных с обучением русскому языку как средству дело-
вого общения, достаточно успешно решаются многими исследовате-
лями и методистами как в теории, так и на практике [11, 12].
Начиная с 1980-х гг. одним из ведущих принципов обучения РКИ
становится его
профессиональная ориентация.
Появляются работы,
имеющие направленность на определенный профиль обучения (тех-
нический, медицинский, биологический, химический и т. д.). В част-
ности, в работе Н.В. Красильниковой анализируется текстовый мате-
риал специальных дисциплин с точки зрения его структурно-
смысловой организации, выявляются типовые тексты и их структур-
но-смысловая единица — коммуникативный блок; разрабатывается
система заданий, направленная на формирование у студентов-
нефилологов умения так называемого «гибкого», или «зрелого», чте-
ния. Автор указывает, что «система обучения чтению, базируемая на
методике дифференцированного и последовательного обучения раз-
ным видам чтения, не способствует процессу формирования навыков
гибкого чтения и, следовательно, процессу становления зрелого чте-
ния в оптимальные временные рамки» [13, с. 58]. Вслед за Н.В. Кра-
сильниковой мы считаем, что взаимосвязанное обучение всем видам
чтения позволяет подготовить учащегося к реальному общению, а
«обучение просмотровому и поисковому видам чтения на более
позднем этапе не всегда дает положительные результаты» [13, с. 57].
Тексты
естественнонаучного профиля
являются объектом иссле-
дования С.М. Дрокина. Автор рассмотрел вопросы теории и практики
использования специальной лексики с измененной семантикой, раз-
работал процедуру отбора специальной лексики с национально-
культурным компонентом семантики применительно к одной из про-
филирующих дисциплин естественнонаучного профиля, отобрал
учебный минимум, предложил приемы и методы работы на основном
этапе. Обучение чтению, по мнению С.М. Дрокина, осуществляется в
несколько этапов:
1) «чтение текстов, выполнение лексико-грамматических зада-
ний;
2) вычленение преподавателем лексических единиц с националь-
но-культурным компонентом;
3) изучение общеязыкового и научного определения;
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook