Аспекты и направления в преподавании русского языка как иностранного в нефилологическом вузе - page 10

Е.В. Пиневич
10
Практическими результатами этого направления стали: появле-
ние языковой образовательной среды в университетах и институтах
(e-learning); создание электронных уроков, практикумов, виртуаль-
ных экскурсий, очных и дистанционных курсов, телемостов, веб-
семинаров, электронных коллекций учебных текстов (например,
«Текстотека ЦМО МГУ»); разработка мультимедийных учебно-
методических комплексов (например, «Русский язык в зеркале исто-
рии России»), комплексных учебных пособий по лингвострановеде-
нию (например, «Путешествуем по России») и др. [32].
Сегодня приоритет в обучении РКИ отдается смарт-технологиям
(
Smart Education). Исследователей интересуют следующие проблемы:
проектирование смарт-учебника по РКИ (С.С. Хромов), возможности
применения мобильных технологий в обучении иностранному языку
(Т.М. Гулая), web-quest как форма организации самостоятельной ра-
боты учащихся (И.С. Зеленецкая) и т. д. [33].
Таким образом, в настоящее время использование компьютерных
технологий — не только необходимая, но и обязательная составляю-
щая лингвообразовательного процесса в нефилологическом вузе.
Все аспекты и направления преподавания РКИ в нефилологиче-
ском вузе, представленные выше, свидетельствуют о значительном
научно-методическом опыте, накопленном в этой области. Однако в
настоящее время происходят большие изменения, связанные с появ-
лением новых контингентов учащихся, сокращением аудиторного
времени, присутствием в учебных группах учащихся разных возраст-
ных категорий, увеличением наполняемости групп, новыми комму-
никативными потребностями учащихся и т. д. В соответствии с этим
меняются методы, принципы, средства обучения, появляются новые
аспекты в преподавании русского языка как иностранного.
В любом случае преподавателю, работающему в нефилологическом
вузе, необходимо опираться на накопленный научно-педагогический
опыт и идти дальше в поисках новых содержательно-органи-
зационных и лингвометодических решений в целях оптимизации об-
разовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Щукин А.Н., ред.
Методика преподавания русского языка как иностран-
ного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение).
Москва,
1990.
[2]
Митрофанова О.Д.
Научный стиль речи: проблемы обучения.
Москва,
Русский язык, 1976.
[3]
Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б.
Структура научного тек-
ста и обучение монологической речи.
Москва, Русский язык, 1981.
[4]
Мотина Е.И.
Язык и специальность: лингвометодические основы обуче-
ния русскому языку студентов-нефилологов
. Москва, 1988.
[5]
Клобукова Л.П.
Обучение языку специальности.
Москва, Изд-во МГУ, 1987.
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook