Аспекты и направления в преподавании русского языка как иностранного в нефилологическом вузе - page 3

Аспекты и направления в преподавании
русского языка …
3
эффективным. Достаточно подробно определены специфика научного
стиля речи, его лексический состав и морфолого-синтаксические осо-
бенности научной речи; представлена типология текстов.
Отметим несколько положений, особенно актуальных, по нашему
мнению, в настоящее время. О.Д. Митрофанова обращает внимание
на то, что в любом техническом вузе русский язык является обяза-
тельной, но не ведущей дисциплиной, так как основной учебно-
воспитательной целью должно стать «воспитание квалифицирован-
ных специалистов, обладающих широким научным кругозором и
адекватным знанием и восприятием действительности». Главная цель
обучения, по мнению автора, — осмысление практических правил и
речевая практика [2, с. 198].
В 1980-е гг. наблюдается наибольший интерес лингвометодики к
преподаванию в нефилологической аудитории. Объектом многих ис-
следований становится текст. Одним из таких исследований является
книга Н.А. Метс, О.Д. Митрофановой, Т.Б. Одинцовой «Структура
научного текста и обучение монологической речи». Текст рассматри-
вается авторами как коммуникативная единица; проводятся различия
между текстом словесного произведения и системой языка, особен-
ностями устной и письменной научной речи. В частности, авторы
указывают, что в «области науки и техники языки изучаются и ис-
пользуются прежде всего в письменной форме» [3, с. 72].
Новым этапом в развитии теории обучения студентов нефилоло-
гического профиля стала работа Е.И. Мотиной «Язык и специаль-
ность: лингвометодические основы обучения русскому языку студен-
тов-нефилологов». Данный научный труд посвящен проблеме фор-
мирования языковой базы у иностранных учащихся. Исследователь
полагает, что процесс обучения студентов языку специальности це-
лесообразно организовать на базе речевого материала изучаемых
дисциплин. Мы полностью разделяем точку зрения автора в том, что
«обучение языку специальности должно проводиться на материале
данной отрасли научных знаний… и материал должен быть пред-
ставлен именно в той форме, в которой он воплощен в сфере данной
науки» [4, с. 7]. При этом, по мнению Е.И. Мотиной, преподавателю-
русисту не следует идти за преподавателем-предметником и работать
на основе материала, изучаемого на занятиях по специальности, а
необходимо по каждой профилирующей дисциплине вычленить ти-
повые тексты и работать с ними [4, с. 256].
В этом случае перед исследователями и методистами возникает
новый вопрос: какими характеристиками должен обладать типовой
текст по специальности? Ответ мы находим в работе Л.П. Клобуко-
вой «Обучение языку специальности», где текст выступает в качестве
высшей единицы такого обучения. Автор отмечает, что на уроке
оправдано использование любых видов текста на любых этапах обу-
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...15
Powered by FlippingBook