Национализация элиты как общественная потребность - page 7

Национализация элиты как общественная потребность
7
па национально-государственного суверенитета», когда каждое госу-
дарство обладает всей полнотой власти на своей территории и пра-
вом требовать невмешательства в свои дела. Все государства обла-
дают равными правами, обязаны выполнять принятые на себя обяза-
тельства и т. д. Именно эту часть элиты журналисты и публицисты
именуют «силовиками», хотя в нее входят представители самых раз-
ных элитарных групп, а не только выходцы из силовых структур.
Другая часть исходит из того, что мир давно стал другим. Во-
первых, он стал глобальным в смысле господства одного социально-
экономического уклада и вытекающего из него распределения власти
и влияния по схеме «центр — периферия». Во-вторых, появились но-
вые центры силы в лице транснациональных корпораций, которые
стремятся либо подчинить себе национальные государства, либо
обойти их претензии на право защиты своих интересов. В-третьих,
Запад видит себя победителем в холодной войне и считает для себя
естественным требовать от России безоговорочного подчинения тре-
бованиям победителей. И поскольку реальность такова, какова она
есть, необходимо ее принять и приспособиться к ней. Для этой части
нашей элиты вполне логично и безопасно взять на себя роль младше-
го партнера более мощных игроков, не пытаться отстаивать нацио-
нальные интересы, если на это нет санкции со стороны тех сил, кото-
рые определяют вектор движения современного мира в целях сохра-
нения своего положения на Родине и своей ниши в мире. Именно эту
фракцию отечественной элиты обычно именуют «системными либе-
ралами», хотя многие из представителей этой когорты весьма далеки
от последовательного отстаивания либеральных ценностей. Скорее,
эти люди настолько углубились в изучение чужого опыта и так глу-
боко усвоили картину мира, сформированную общественными
науками Запада, что начисто утратили не только способность к соци-
альному творчеству, но и необходимые для него амбиции. Копирова-
ние европейского образца стало единственной целью, мерилом про-
движения вперед и одновременно недостижимым эталоном (по-
скольку образец не стоит на месте) для этих людей.
В основе современного западного общества лежит либеральная
утопия, которая достаточно полно реализована и потому исчерпала
себя в качестве идеала. Эта модель проявила и сделала наглядными
не только свои достоинства, но и обнажила пороки, которые невоз-
можно преодолеть в рамках предложенной ею системы ценностей.
Индивидуализм и жажда личной свободы, повенчанные с гедониз-
мом и рационализмом, неизбежно приводят в тупик «общество мас-
сового потребления», в котором едва ли не главной экономической
проблемой становится «кастомизация» серийно выпущенной про-
дукции. Неразрешимое противоречие состоит в том, что, втянув весь
мир в воронку потребительства, глобальная экономика сталкивается
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook