Национализация элиты как общественная потребность - page 10

В.В. Легчилин
10
В нашумевшем издании «Проект Россия» утверждается:
«Итак,
подведем очередной итог. Силой, задающей тон обществу, является
элита, ориентиры которой лежат за границами видимого мира. Вера
требует от них дел, сообразных вере» [5]. Поскольку издание это
вышло по многим явным и косвенным признакам из кругов элиты,
оттолкнемся в наших рассуждениях от этой формулировки.
Итак, нам предлагают религиозный или, на худой конец, метафи-
зический характер целей и мотивов элиты в качестве их главной ха-
рактеристики. Если принять эту идею как продуктивную, требуется
уточнить ряд моментов. Религиозное или философски-идеалисти-
ческое учение, которым руководствуется элита, может выступать ли-
бо «тайным знанием», либо общей с массой верой. В последнем слу-
чае элиту отличают скорее глубина понимания вероучения и предан-
ность ему, чем различие ценностных ориентаций с массой.
Возможно ли в современном мире хранить и уберечь от раскры-
тия «тайное знание»? В век информации и информационных техно-
логий сохранять что-либо в тайне крайне трудно. Существует прин-
ципиальная возможность поместить скрываемое среди множества
подобных объектов и постоянно приумножать их количество, множа
тем самым охватывающие массы суеверия. Но и в этом случае враги
или просто бескорыстные искатели истины раскроют тайну. А есть
еще и фактор болтливого глупца, от которого не застрахована ни од-
на достаточно многочисленная группа. «Тогда лишь двое тайну со-
блюдают, когда один из них ее не знает», — писал Шекспир в «Ромео
и Джульетте».
Следует помнить и об историческом опыте, который свидетель-
ствует о том, что гораздо функциональнее и эффективнее скрепить
единство элиты и массы общей религиозной системой и уже внутри
нее выстраивать иерархию посвящения.
В качестве подобной религиозно обоснованной системы ценно-
стей и жизненно важных смыслов современная отечественная элита
вроде бы видит православие. Во-первых, православие — традицион-
ная религия России, основа национального самосознания. Во-вторых,
вокруг русского православия оформилась богатейшая русская куль-
тура, ставшая достоянием всех народов, населяющих нашу страну.
В-третьих, Русская православная церковь является одним из важней-
ших институтов современного российского общества, пользующихся
авторитетом и контролирующих немалые ресурсы. В-четвертых, пра-
вославие во многом предопределило исторический путь страны и
конфигурацию союзов, симпатий и конфликтов с «внешним» для
государства миром. Список аргументов в пользу подобного выбора
можно было бы продолжить.
Но подобный выбор порождает и трудноразрешимые проблемы.
Главная из них — категорический отказ христианства строить цар-
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook