"Schulmethodus" Андреаса Рейера и первые немецкие школы в Москве - page 9

«Schulmethodus» Андреаса Рейера и первые немецкие школы в Москве
9
обучающий катехизис;
Евангелие;
Псалтирь;
немецкий песенник;
учебник счета [11].
Список, как можно заметить, больше направлен на религиозное
воспитание и обучение. Тем не менее, нельзя забывать, что речь в
данном случае идет о необходимом минимуме учебной литературы,
рассчитанном в первую очередь на деревенские школы, в которых, по
всей видимости, имелись проблемы с наличием нужных учебников.
Сам Рейер, будучи составителем и издателем многих школьных
учебников, скорее всего, не испытывал подобных затруднений.
В 1640 г. он перевез в Готу типографию и книжного издателя Петера
Шмида, а с 1644 г. стал владельцем издательского предприятия [10].
В заключительных главах Рейер представляет четкую систему
надзора за обязательным начальным обучением, школами и состав-
ленным им уставом. Примечательно, что именно так он называет
свое произведение (
diese Schul-Ordnung
). Предложенная педагогом
субординация (от родителей до суперинтендента) позволяет судить
как об уже сложившихся традициях организации школы, так и о по-
пытке более осознанно подойти к проблеме.
«
Schulmethodus
» нашел свое реальное воплощение в школе горо-
да Готы, которую К. Шмидт назвал «высоким образцом» в области
народного образования [2]. Заслуга Рейера состоит в том, что он ре-
гламентировал начальное школьное образование, заложил основы
обучения естественным наукам (
Realien
) и праву (
Staatsbürgerkunde
),
предвосхитил организацию в школах тематических кабинетов с кол-
лекциями минералов, растений и семян, а также возвысил фигуру
учителя. В герцогстве он проводил конференции учителей [10].
В эпоху Рейера и Эрнста Благочестивого в Саксен-Готе распростра-
нилась поговорка, что в этом герцогстве крестьяне образованнее бла-
городных людей. Е. Фогель указывает, что благодаря связям Тюрин-
гии с лютеранскими церквями других стран и распространению лю-
теранской литературы слава Рейера дошла даже до Москвы [10].
Действительно, 11 мая 1678 г. с проектом Церковного устава,
включающего также разделы по регламентации школьных порядков,
в Москве выступил лейб-медик царя Алексея Михайловича Лаврен-
тиус Блюментрост [12]. Предложения автора по поводу организации
школьного дела поражают сходством с уставом немецкого педагога,
что, несомненно, не могло быть случайным. Однако предыстория
этого события достаточно интересна с точки зрения того влияния,
которое оказала практика города Готы и, в частности, сам Эрнст Бла-
гочестивый на развитие школ в русской столице.
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook