"Schulmethodus" Андреаса Рейера и первые немецкие школы в Москве - page 8

М.А. Полякова
8
писать; знать арифметику; в музыке знать не только ноты, но и не-
много хоралы [11].
Таким образом, начальная школа по Рейеру имела следующую
программу обучения: основы христианской веры, чтение, письмо,
счет и пение — то, что сам он упоминает в качестве целей начально-
го обучения. Все мальчики и девочки должны освоить этот курс и
успешно сдать экзамен. Кто с этим не справится, должен продолжать
учиться по данной программе, пока не овладеет ею. Иначе невоз-
можно обучаться в старших классах [11].
В «
Schulmethodus
» явно прослеживается нравоучительная мысль о
важности обучения. В первую очередь Рейер замечает, что дальнейшее
(в старших классах) обучение при доброй воле дает возможность
освоить честные занятия и обеспечить себя достатком. Кто же не захо-
чет учиться дальше, может заниматься ремеслами, земледелием и дру-
гими подобными видами работ как в городах, так и в деревнях, и это
обязаны понимать также родители. Девочки должны обучаться шитью,
прядению, домашнему хозяйству и т. д. Тем самым педагог не только
подчеркивает полезность образования для юношей и девушек, но и
акцентирует внимание на его социальной значимости.
Отдельное внимание Рейер уделяет распределению дневной
нагрузки в школе в разных классах, программе обучения на разных
уровнях, рекомендациям по поводу проведения некоторых уроков и
разъяснениям по вопросу толкования катехизиса (
Auslegung
) [11].
Причем эти рекомендации адресованы непосредственно учителям и
старшим учителям (
Präzeptor
), а также организаторам школьного
обучения на местах (прежде всего в деревнях) [11].
Весомое место в произведении отведено учебникам, используе-
мым в начальной школе. Рейер заявляет, что в школе должны хра-
ниться одинаковые экземпляры каждого вида учебников, страницы и
картинки в которых содержатся в правильном порядке. Ввиду того,
что маленьким детям учебники поначалу не нужны дома и лишнее их
«таскание» может привести к тому, что книги порвутся, он рекомен-
дует оставлять их у старшего учителя в школе. Латинские азбуки
должны быть упразднены [11]. В этой связи педагог говорит, что ла-
тынь для немецких детей незнакома, это чужой язык, в то время как
немецкий язык знаком и понятен, более того, преподавание на род-
ном языке (
Muttersprache
) соответствует человеческой природе.
При этом латынь не отвергается Рейером совсем, ею следует за-
ниматься в специальных (видимо, старших) классах.
Педагог предлагает следующий перечень необходимых в школе
книг:
немецкая азбука и учебник по чтению;
книга для чтения (хрестоматия);
катехизис;
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook