"Schulmethodus" Андреаса Рейера и первые немецкие школы в Москве - page 4

М.А. Полякова
4
nützlich unterrichtet werden können und sollen»
), хотя судить об этом
мы можем лишь по немногочисленным биографическим очеркам, по-
священным немецкому педагогу, и уникальному изданию по истории
Тюрингии, один из томов которого носит название
«Quellen zur
Geschichte Thüringens. Pädagogik im 18. und 19. Jahrhundert»
(1929).
Специальные исследования истории педагогики, в том числе все-
объемлющее произведение К. Шмидта, не уделяют данному событию
должного внимания [2]. Несколько слов реформе Рейера посвящает
Ф. Паульсен. На родине педагога, в городской общине Зуль, его чтят
как национального героя. В честь его 400-летия в 2001 г. была выпу-
щена брошюра
«Andreas M. Reyher: Magister, Pädagoge, Schulreformer
1601–1673»
, посвященная педагогической деятельности Рейера. Оте-
чественной педагогике имя Рейера неизвестно.
В то же время именно
«Schulmethodus»
и активная политика Эрнста
Благочестивого послужили поводом для развития первых немецких
школ в Москве, где могли со временем обучаться и русские дети. Под-
тверждением тому являются исследования Д.В. Цветаева (XIX век),
В.А. Ковригиной (1980-е гг.) и О.В. Курило (1990-е гг.), а также не-
которых протестантских деятелей [8].
Вклад немецких педагогов эпохи Реформации и Тридцатилетней
войны, начиная с Мартина Лютера, заложившего основы новой си-
стемы образования и воспитания, и заканчивая Андреасом Рейером,
завершившим старания своих предшественников введением обяза-
тельного начального образования, а также история развития немец-
ких школ в Москве недостаточно изучены в отечественной педагоги-
ческой науке и требуют дальнейшей разработки именно в плане того
влияния, которое оказал
«Schulmethodus»
на практику начального об-
разования в России.
Заслуга Лютера состоит в том, что он теоретически обосновал
необходимость образования в деле самореализации личности как пе-
ред Богом (исполнение идеи предопределения), так и перед другими
людьми и обществом (осуществление мирской профессии), синтези-
ровав оба эти направления в своей концепции о человеческом при-
звании (
Beruf
), и определил основные пути, по которым должны
строиться основные образовательные программы.
Идеи реформатора по устройству классических школ (гимназий)
были реализованы уже в XVI веке усилиями его друга и сподвижника
Ф. Меланхтона, открывшего подобное учебное заведение в Нюрнберге
в 1526 г., и его ученика И. Штурма — бессменного ректора (с 1538 г.)
Страсбургской гимназии, ставшей образцом для гимназий других ев-
ропейских стран.
С начальным образованием дела обстояли сложнее. Несмотря на
призывы Лютера к всеобщему обучению, которые имели место еще в
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...15
Powered by FlippingBook