"Schulmethodus" Андреаса Рейера и первые немецкие школы в Москве - page 5

«Schulmethodus» Андреаса Рейера и первые немецкие школы в Москве
5
1520 г. (в программном документе «К христианскому дворянству
немецкой нации об исправлении христианства»), серьезно реформа-
торы занялись проблемой лишь после визитации саксонских прихо-
дов (1527), вскрывшей плачевное состояние дел с элементарным об-
разованием и знанием Закона Божьего. С целью устранения христи-
анской безграмотности Лютер написал одно из своих «любимых»
произведений — «Краткий катехизис» (1529), обучение по которому
велось дома, в церквях, а затем — в школах [9]. Массовое открытие
народных школ, прежде всего в Германии, было связано с введением
института конфирмации и необходимостью более серьезных знаний в
области Священного Писания [2].
Несмотря на проблемы, связанные с отсутствием специальных
мест для уроков, наличием разновозрастных учеников и пр., можно
сказать, что народное образование XVI века достаточно преуспело,
подтверждением чему является издание в ряде немецких городов
церковных уставов, в том числе включавших разделы по организации
школьного обучения. Уже в этот период предпринимаются попытки
по регламентации дисциплины не только среди учеников, но и учи-
телей. Примерами можно считать Вюртембергский устав 1559 г.,
Ганноверский устав 1581 г. и др. [2].
Преуспели протестанты и в деле обеспечения учебного процесса
специальной обучающей литературой. Основным учебным пособи-
ем в школах были катехизис Мартина Лютера, его сборник песен
(церковных гимнов) и «Детская ручная книжечка Лютера»
2
, куда
входили молитвы «Отче наш», «Символ веры» и заповеди. По су-
ществу книга являлась букварем XVI века, выполняя, кроме того,
задачу духовно-нравственного воспитания.
Тем не менее, несмотря на явные успехи в данном направлении,
ни Лютеру, ни его ближайшим соратникам не удалось достигнуть
установления в Германии всеобщего обучения. Лишь через сто лет, в
условиях кровопролитной, изнуряющей Тридцатилетней войны
(1618–1648), тезис об обязательном начальном образовании получил
свое окончательное оформление в упоминаемом ранее программном
документе 1642 г. «
Schulmethodus
», представляющем собой доклад
герцогу Тюрингии Эрнсту Благочестивому. Его автором был талант-
ливый педагог, ректор гимназии города Гота — Андреас Рейер Ека-
терина Фогель — автор биографического очерка о нем как деятеле
эпохи Тридцатилетней войны — называет Рейера выдающейся в
личностью истории Германии (прежде всего, Тюрингии) XVII века,
2
Видимо, предпринята попытка дословного перевода произведения
К. Шмидта. Речь идет о детском сборнике молитв и заповедей, куда включались
также алфавит и правила слогосложения [2].
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,...15
Powered by FlippingBook