Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества - page 8

А.В.Чернышёва
8
Наряду с возрастанием роли новейших информационных техно-
логий актуализируется вопрос об использовании современных
средств коммуникации в целях информационной манипуляции обще-
ственным сознанием. Изучение влияния и последствий социально-
культурных и психологических воздействий информации на широкое
массовое сознание, вплоть до ведения глобальных информационных
войн, приобретает сегодня особенно большое значение.
«Мифотворец эпохи информационного общества», канадский
философ и культуролог Г.М. Маклюэн утверждает, что роль инфор-
мации в управлении обществом и общественным мнением очень вы-
сока; что массовые коммуникации играют важнейшую роль в форми-
ровании государственной идеологии и мифологизации общественно-
го сознания. Будучи «пророком массовых коммуникаций», он под-
черкивает, что если существуют телекоммуникации с их глобальным
охватом человечества, то они должны использоваться соответствую-
щими организациями и группами. И третья мировая война уже идет
как «партизанская война информации», не признавая никакого раз-
личия между военными и гражданскими лицами.
Миф в современном информационном обществе выступает как
продукт массового производства, как принцип организации массово-
го сознания, а телевидение рассматривается Маклюэном в качестве
основного мифотворца.
В современном информационном пространстве в огромных коли-
чествах и с невиданной быстротой продуцируются социальные, по-
литические, художественные, религиозные и прочие мифы, которые,
несмотря на свой иллюзорный характер, выступают в качестве фак-
торов социальной жизни и оказывают вполне ощутимое воздействие.
Новый миф превращается в средство социальной мобилизации и ма-
нипуляции общественным сознанием. Современная культура про-
должает интенсивно продуцировать всевозможные мифы, которые
призваны связывать и канализировать общественную энергию, удо-
влетворять запросы общества массового потребления. Например,
стимулировать потребление конкретных продуктов, как это делает
реклама, создавать при помощи телевидения привлекательный
имидж политического деятеля или «звезды» шоу-бизнеса, отвлечь
внимание зрителя от насущных жизненных проблем очередной
«мыльной оперой» или боевиком.
Новый миф выступает в виде ложной мобилизующей структуры,
способной абсолютно безболезненно вписать человека и массу в су-
ществующую действительность, создавая при этом у своих адептов
состояние психологического комфорта и полное впечатление истин-
ности происходящего. Так, например, столь широко внедренная в
массовое сознание телевизионная реклама оказывает значительное
воздействие на существующее сегодня культурно-информационное
1,2,3,4,5,6,7 9,10
Powered by FlippingBook