Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества - page 5

Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества
5
слушая его песни, находит в них выражение своих мечтаний, кото-
рым нет предела. Они верят в то, что больше никто из современных
исполнителей не может передать более точно их желание быть сво-
бодными.
Следует заметить, что миф также несет в себе компенсаторные
функции, которым исследователи отводят значительную роль. Миф
выступает как средство утешения, замещения и восполнения недо-
стающего. Он обнадеживает человека и тем самым создает, пусть
даже ненадолго, состояние психологического комфорта. Сильное
эмоциональное воздействие увеличивает компенсаторную способ-
ность мифа, где человек отождествляет реальное и воображаемое,
желаемое и действительное. Ограниченность социальных возможно-
стей человека в современном мире, страх перед завтрашним днем,
как в Древнем мире — страх перед необъяснимым и таинственным в
мире природы и т. д., приводят к необходимости адаптации к окру-
жающей действительности, подхлестывая воображение.
М. Маклюэн, подчеркивая роль информации в управлении обще-
ством и общественным мнением, отмечает, что массовые коммуни-
кации играют важнейшую роль в формировании государственной
идеологии, мифологизации общественного сознания. Активное раз-
витие глобальных информационных сетей, например Интернета,
оказывает большое влияние на человека, наряду с телевидением, ра-
дио и кинематографом. Развитие средств массовой коммуникации
влечет создание информационного общества, расширение границ
виртуального мира, способствует увеличению получаемого объема
информации, ее психологического воздействия на человека, манипу-
лирования его сознанием.
Таким образом, с помощью медиакультуры создаются новая
идеология и новая политическая мифология, ориентированные на
формирование определенного массового сознания как главной цита-
дели мифов. Аналогичные процессы происходят и в системе государ-
ственного менеджмента во многих странах, особенно находящихся
во власти тоталитарных систем. А основой мифотворчества в любом
случае являются средства массовой коммуникации.
Миф всегда имманентен культурному опыту эпохи, поэтому с те-
чением времени он подвергается трансформации, видоизменяется, но
сохраняет при этом свои формальные характеристики, свою «мифо-
логичность». Отзвук архаичных мифологий прослеживается и в бо-
лее поздних мифологических образах, поэтому говорить о смерти
мифа явно преждевременно. По мнению А.Ф. Лосева и Р. Барта,
ХХ век продуцирует мифы гораздо более активно, нежели все пред-
шествующие ему культурно-исторические эпохи. Признанный авто-
ритет в исследовании мифов Е.М. Мелетинский утверждает: «Этно-
логия ХХ века доказала, что, во-первых, мифы в примитивных
1,2,3,4 6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook