Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества - page 3

Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества
3
Слово-миф способно создать реальность. О диалектике мифа и
его предпосылках размышляет в одноименной работе русский фи-
лософ А.Ф. Лосев: «Даже всякая неодушевленная вещь или явление,
если их брать как предметы не абстрактно-изолированные, но как
предметы живого человеческого опыта,
обязательно суть мифы.
Все вещи нашего обыденного опыта — мифичны; и от того, что
обычно называют мифом, они отличаются, может быть, только не-
сколько меньшей яркостью и меньшим интересом». Таким образом,
медиакультура и средства массовой коммуникации создают мифы,
позволяющие человеку воспринимать окружающую действитель-
ность. Но мифы создают и самого человека. М.К. Мамардашвили,
определяя миф как «машину культуры», считает, что «человек есть
искусственное существо, рождаемое не природой, а саморождаемое
через культурно изобретенные устройства, такие как ритуалы, ми-
фы, магия и т. д., которые не есть представления о мире, не являют-
ся теорией мира, а есть способ конструирования человека из при-
родного, биологического материала» [6, с. 47].
Однако «конструирование человека» есть не что иное, как про-
цесс его социализации, т. е. формирования мировоззрения, нрав-
ственных ориентаций, целостной «картины мира». Это одна из ос-
новных функций медиакультуры в обществе. Поэтому миф является
не просто посредником между человеком и реальностью, он — свое-
образный механизм управления, который, воздействуя на человека,
проникает в его внутренний мир, сферу сознания и подсознания и
программирует его.
В конечном счете при помощи современных медиасредств миф
создает особую мифологическую реальность, которая начинает вос-
приниматься человеком как истина и объективная реальность.
При этом конструировать новую, «мифологическую» реальность
можно с помощью любых медиасредств (литературы, изобразитель-
ного искусства, прессы и т. д.). Дело в том, что «в мифе мир освоен,
причем так, что фактически любое происходящее событие уже может
быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических
существ, о которых в нем рассказывается». Согласно точке зрения
М.К. Мамардашвили, «миф есть рассказ, в котором умещаются лю-
бые конкретные события; тогда они понятны и не представляют со-
бой проблемы» [6, с. 40].
Другими словами, в восприятии мифа наиболее ярко проявляют-
ся те структуры сознания, которые позволяют «упорядочить картину
мира», приспосабливая индивида к условиям жизни в окружающей
реальности.
Еще одним важным ресурсом формирования мифов, в первую оче-
редь политических, является антитеза «свой — чужой», которая дей-
ствует прямо противоположно теории «диалога культур» М.М. Бахтина.
1,2 4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook