Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества - page 6

А.В.Чернышёва
6
обществах тесно связаны с магией и обрядами и функционируют как
средство поддержания природного и социального порядка… во-
вторых, мифологическое мышление обладает известным логическим
и психологическим своеобразием… в-третьих, мифотворчество явля-
ется… символическим языком, в терминах которого человек модели-
ровал… мир, общество и самого себя… миф… специфичен для куль-
тур архаических, но в качестве некоего «уровня»… может присут-
ствовать в самых различных культурах…» [7, с. 153]. В наше время с
мифом связаны основные проблемы человеческого сознания и бытия,
поиск первоначала культуры, ее истоков и основ.
С мифом связано начало человеческой культуры; он является од-
ним из древнейших свидетельств ментальной активности человека,
попыткой подойти к миру с «человеческими» мерками. Реальность не
дается человеку непосредственно, мышление налагает на нее соб-
ственную сеть значений, и в этом смысле мышление — всегда иска-
жение реальности, ее мифологизация. В окружающем нас мире не
существует значений, смыслов и ценностей «в готовом виде»; они
создаются, изобретаются, конструируются, переживаются. Регуляр-
ная практическая деятельность, данные непосредственного опыта
первобытного человека не в состоянии опровергнуть миф, поскольку
коллективное сознание, сознание рода, священные традиции и обря-
ды свидетельствуют о его истинности.
Миф — феномен не только культурный, определяемый во многом
культурным контекстом эпохи, но и социальный и психологический,
поскольку он выступает как фактор социальной самоидентификации и
отдельного индивида, и целого общества. Легитимация существующего
социального порядка является одной из основных функций мифа не
только примитивного общества, но и более развитого, в котором соци-
альные и политические мифы приобретают характер идеологии и все
теснее связываются с общественной психологией.
Миф изначально выступает как колоссальный источник массовой
энергии, ее сгусток. Он способен мобилизовать большие группы лю-
дей к активным действиям, будь то совершение религиозного ритуа-
ла, революционное движение, выборы президента или осуществление
престижной покупки под воздействием рекламы или притягательно-
сти бренда. Истина, которую открывает для себя мифологическое со-
знание, открывается в форме мифа, поскольку именно в мифе кон-
центрируется определенное миропонимание, аутентичное данной
конкретной культуре и абсолютно не нуждающееся ни в каких дока-
зательствах. Современное состояние общества, его научная и худо-
жественная практика, а также повседневная реальность свидетель-
ствуют о том, что миф — живое и актуальное явление, и потребность
в нем все еще высока и нуждается в удовлетворении.
1,2,3,4,5 7,8,9,10
Powered by FlippingBook