Система управления знаниями как основа логистики инноваций - page 3

Система управления знаниями как основа логистики инноваций
3
новые алгоритмы поиска и обработки информации, которые ис-
пользуются в классическом подходе.
Организациям необходимо научиться легко распространять
ценную информацию через созданную у них инфраструктуру
управления знаниями. Актуальные сведения могут включать запа-
сы явных знаний (бумажные документы, электронные документы,
базы данных, сообщения электронной почты, текстовые файлы,
изображения и даже видеофрагменты), полученные из любых ис-
точников, а также неявные знания, хранящиеся в головах специа-
листов и экспертов. Необходимо, чтобы инфраструктура управле-
ния знаниями организации позволяла эффективно и многократ-
но использовать запасы явных и неявных знаний. Неявное знание,
которым обладает сотрудник, трудно формализуемо и поэтому его
нелегко передать другим [2]. Неявное знание также глубоко свя-
зано с действием и личной приверженностью в каждой конкрет-
ной ситуации: мастерство или профессия, особенная технология
или рынок продукта, работа группы или команды. Неявное зна-
ние частично состоит из технического мастерства — разновидно-
сти неформального трудно-выразимого знания, характеризуемого
термином «ноу-хау». Мастер своего дела после многих лет практи-
ки развивает особые навыки, что называется, «на кончиках паль-
цев». Но часто он оказывается не в состоянии облечь в слова науч-
ные или технические принципы, стоящие за его знаниями [3].
Неявное знание состоит из устоявшихся ментальных моделей,
убеждений и мнений, настолько укоренившихся, что мы считаем
их само собой разумеющимися и поэтому не можем легко объяс-
нить. Такие неявные модели на подсознательном уровне формиру-
ют наше восприятие окружающего мира.
Разница между неявным и явным знанием предполагает четы-
ре схемы создания знания в любой организации [3].
1. От неявного — к неявному. Иногда один индивид непосред-
ственно делится неявным знанием с другим. Ученик обучается ис-
кусству мастера. Но ни ученик, ни мастер не приобретают какого-
либо систематизированного понимания своего профессионально-
го знания. Поскольку их знание никогда не становится явным, оно
не может быть с легкостью использовано организацией в целом.
2. От явного — к явному. Индивид может также объединить
разрозненные части явного знания в новое целое. Например, ког-
да инспектор компании собирает информацию по всей организа-
ции и сводит ее воедино в финансовом отчете, то этот отчет явля-
ется новым знанием с точки зрения того, что он синтезирует ин-
формацию из множества разных источников. Но эта комбинация
по сути также не расширяет уже существующую в компании базу
знания. Но когда неявное и явное знания приходят во взаимодей-
ствие, происходит нечто впечатляющее.
1,2 4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook