Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи - page 9

9
и ценностными ориентациями молодежи. В частности, была установ-
лена взаимосвязь между знанием религиозной истории России и рели-
гиозностью человека. Так, 62,8% верующих смогли описать суть Цер-
ковного раскола, доля «знающих» среди атеистов составляет только
9,1%. Среди тех, кто никогда не посещает храм, 78,6% не знают содер-
жания Церковного раскола; среди тех, кто ходит в церковь чаще, чем
раз в месяц, 100% дают описание данного события. Уровень религиоз-
ности также связан с пониманием роли отдельных событий религиоз-
ной истории страны.
Интересна взаимосвязь религиозной памяти и патриотизма моло-
дежи. Среди респондентов, не приемлющих эмиграцию, доля тех, кто
понимает значимость принятия христианства для российского госу-
дарства (42,9%), выше чем тех, кто ее не понимает (28,6%).
Что касается семейной памяти, то значимой оказалась ее взаи-
мосвязь с ориентацией на семью как ценность. В частности, память
о нормах семейного законодательства на разных этапах истории кор-
релирует с ориентацией на традиционный состав семьи. Так, 90% ре-
спондентов, готовых жить с родителями и/или другими родственника-
ми, смогли верно оценить степень допустимости расторжения брака
в Российской Империи XIX — начала XX в. Среди молодых людей,
ориентированных на расширенную семью, преобладают (90%) те, кто
осведомлен о допустимости развода в СССР.
Историческая память находится во взаимосвязи с эмиграционны-
ми настроениями и оценкой России как великой державы. Среди ре-
спондентов, не знающих даты конца татаро-монгольского ига, выше
доля тех, кто положительно оценивает возможность переезда в другую
страну на постоянное место жительства: 43,3% могли бы выехать из
России, 41,7% скорее эмигрировали бы.
Среди молодых людей, давших точный ответ на вопрос о содержа-
нии реформ Петра I, доля тех, кто считает Россию великой державой,
составляет 44,4%, что в десять раз превышает число респондентов, не
согласных с высокой оценкой статуса страны. Не склонны оценивать
Россию как великую державу те, кто не знает ни одного имени воена-
чальника периода Второй Мировой войны (их доля составляет 50%)
и те, кто не представляет себе содержание реформ Петра I (62,5%).
Таким образом, поколение современной российской молодежи ре-
лигиозно, верит в Бога и в большинстве своем придерживается Право-
славной религии. Однако религиозность молодых людей, как правило,
не проявляется в посещении храма или исполнении обрядов. Что каса-
ется ориентации на семью как ценность, то сегодняшние юноши и де-
вушки стремятся к созданию семьи, однако не большой, как это было
Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11
Powered by FlippingBook