Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи - page 3

3
Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи
в качестве важнейшего цивилизационного механизма рассматривал
Э. Тоффлер [15]. Неоднородность пространства социальной памяти
в рамках одной общности была раскрыта в концепции «коллективной
памяти поколений» Г. Шумана и Ж. Скотта. [18].
Информационный подход сформировался в советской науке
в 60-е годы XX века. Основы данной концепции были заложены
Я.К. Ребане, который понимал под памятью хранилище результатов
практической и познавательной деятельности [13]. В дальнейшем ин-
формационный аспект социальной памяти рассматривали В.Г. Афа-
насьев, Г.Н. Грязин, В.В. Зибен, Б.С. Илизаров, В.А. Колеватов,
А.С. Уйбо, А.Д. Урсул, В.Б. Устьянцев.
Таким образом, сложность и многоаспектность социальной памя-
ти раскрывается в многообразии подходов к ее изучению. Отсутствие
единого видения данного феномена приводит к трудности определе-
ния самого понятия. Под социальной памятью понимают «движение
смыслов в социальном времени» [14]; «совокупность знаний, кото-
рые служат предметом фиксированной передачи от одного поколения
к другому» [1, с. 3]; «внешний по отношению к памяти отдельного
индивида механизм сохранения и передачи информации во времени
и пространстве» [5, с. 60]; «сформировавшуюся в процессе социаль-
ного развития систему хранения, переработки и выдачи информации,
обеспечивающую процесс расширенного воспроизводства материаль-
ной и духовной культуры всего общества в целом» [7, с. 39]. В данной
работе под социальной памятью будем понимать систему накопления,
хранения, воспроизводства и трансляции коллективного опыта и зна-
ний, значимых для функционирования и развития общества.
Теоретический подход к исследованию ценностных ориентаций
молодежи.
Прежде чем перейти к анализу ценностных ориентаций,
определим понятие «молодежь». Согласно В.Т. Лисовскому, молодежь
представляет собой «поколение людей, проходящих стадию социали-
зации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) обще-
образовательные, профессиональные и культурные функции и подго-
тавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению
социальных ролей» [10, с. 7]. Границы от 15 до 30 лет включительно,
на наш взгляд, наиболее адекватно отражают период молодости и соот-
ветствуют актуальным условиям развития и социализации молодежи.
Молодость — это тот этап жизненного цикла, когда процесс фор-
мирования личности протекает наиболее интенсивно. Именно в этом
возрасте закладывается ценностно-нормативная структура, которая
в дальнейшем определяет стратегии поведения в мире взрослых. Изу-
чив ценностные ориентации молодежи, можно получить представление
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook