Современное университетское образование: проблемы и тенденции - page 6

6
университетов. Соответствующая этой задаче образовательная модель
предполагает сочетание фундаментальности образования с вариатив-
ностью его форм, индивидуализирующей образовательный процесс,
усиливающей роль самостоятельной работы студента, активизирую-
щей и развивающей его творческий потенциал. Это требует преодоле-
ния традиционной монологичности преподавания и перехода к субъ-
ект-субъектному отношению преподавателя и студента, адекватной
формой которого является их диалог. Именно диалог, свободный об-
мен мнениями соответствует тому способу получения «обработки»,
осмысления информации, к которому уже привыкло «цифровое» по-
коление, постоянно сталкиваясь в Сети и работая с большим объемом
разнообразной, разнонаправленной, противоречивой информации.
Последние десятилетия ХХ века и первые — века ХХI обнаружи-
ли такие изменения социальной и научной реальностей, которые за-
ставили говорить о становлении новой эпохи (ее название еще не ут-
вердилось, но чаще всего для ее характеристики используется термин
«постмодерн») и новой научной рациональности (неонеклассической
или постнеклассической), предъявляющей новые требования к системе
образования.
Социальная реальность характеризуется сегодня не только много-
образием и стремительностью изменений, но и их хаотичностью, без-
векторностью, неопределенностью, непредсказуемостью. Формиру-
емая этими условиями научно-мировоззренческая рациональность
существенно отличается от рациональности прошлого века. Возник-
шая в рамках неклассической науки идея равноправия, взаимодопол-
нительности разных образов исследуемых объектов, расширяет свои
позиции, воплощаясь в утверждении принципа релятивизма и плюра-
лизма в отношении истины. «Трансформировавшись в гетерогенность
смыслов, она приобрела релятивный характер и больше не имеет один
вектор ее открытия и обозначения» [5.21].
Неопределенность социальной реальности, ее неустойчивость
и хаотичная изменчивость существенно осложняют адаптационные
процессы, порождают кризис идентичности, заставляя заменять устой-
чивую идентичность личности на идентичность временную, ситуатив-
ную как временную определенность в условиях неопределенности,
создавать индивидуальные конфигурации различных идентичностей
[6.9–10]. Указанные обстоятельства необходимо учитывать в процес-
се корректировки университетского образовательного процесса в со-
ответствии с духом времени, формируя у будущего специалиста спо-
собность конструирования различных конфигураций идентичности,
обучая технологиям ролевого поведения в различных ситуациях. Ведь
Л.П. Довженко
1,2,3,4,5 7,8
Powered by FlippingBook