Современное университетское образование: проблемы и тенденции - page 3

3
Современное университетское образование: проблемы и тенденции
Фундаментальные научные открытия начала ХХ века (особенно —
создание специальной теории относительности и квантовой механики)
привели к крушению классических представлений и построению обра-
за реальности, во многом противоположного механистическому.
Для созданной неклассической наукой картины мира характерно:
– принятие образа сложной, многомерной, гетерогенной, поливари-
антной реальности;
– отказ от традиционных представлений о простом и сложном, ча-
сти и целом;
– признание фундаментальной роли случайности;
– обнаружение зависимости свойств ряда объектов неклассиче-
ской науки (квантовых объектов) от используемых для их выявления
типов приборов и признание равноправия получаемых при этом раз-
ных образов объекта, обосновывающее роль дополнительности как
познавательного принципа. Ввиду этого обстоятельства «…субъект,
поисково — изыскательское оснащение оказываются имманентно
вплетенным в самую ткань науки — постановку, решение обсуждае-
мых ею вопросов» [2.73];
– признание за возможным таких же прав на внимание науки, каким
традиционно обладало лишь действительное.
Как справедливо отмечают исследователи данной проблемы, новый
образ мира знаменует переход к новому качеству мысли, новому типу
ментальности, особенностями которой в ряду прочего являются:
– отход от наглядности образа, идеи зеркальности отражения мира
в науке, отказ от объективизма как научной идеологии;
– возрастание значимости чисто мысленной « проработки» объекта
(в условиях отсутствия эмпирических данных о нем или даже в обход
их);
– преодолениежесткойдихотомиисубъектаиобъектаисследования;
– отказ от идеи вечных и абсолютных истин, релятивизация и либе-
рализация истины;
– признание правомерности различных интерпретаций, теоретиче-
ских конструкций и подходов, а также диалога между ними как сред-
ства обретения истины, как пути к ней;
– уравнивание в правах на внимание науки возможного и действи-
тельного, превратившее в законный объект науки крайне абстрактные
типы реальности — потенциальные, виртуальные [2.69–88].
Столь радикальные изменения научной ментальности не могли не
сказаться на университетском образовании уже в силу того, что веду-
щие преподаватели университета чаще всего представляют науку сво-
его времени и имеют возможность через учебный процесс доводить до
1,2 4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook