Современное университетское образование: проблемы и тенденции - page 4

4
сознания студентов самые передовые научные идеи, развивать способ-
ность мыслить в духе новых методологических подходов.
В практике преподавания получает широкое распространение ме-
тод проблемного обучения, ориентирующий на многоаспектность рас-
смотрения и анализа научных проблем, принятие дополнительности
как общеметодологического принципа исследования, утверждение
идеи научной толерантности.
Начало ХХI века характеризуется новыми подвижками: усиливает-
ся тенденция интеллектуализации труда, возрастания роли когнитив-
ных, информационных начал, что порождает и постоянно воспроиз-
водит потребность в специалистах нового тина, способных создавать
и использовать в инновационных технологиях сложнейшие формы ко-
дифицированного научного знания. Энергия интеллектуального тру-
да становится в этих условиях главным источником научно-техниче-
ского прогресса общества. Преимущество такого источника — в его
неисчерпаемости, в непрерывном воспроизводстве на новом, более
высоком уровне. Роль элитного университета, осуществляющего под-
готовку отвечающего требованиям времени специалиста — носите-
ля современного знания, владеющего методами производства и ис-
пользования информации, способного выйти из пространства знания
в пространство эффективной практической деятельности и жизненных
смыслов, становится совершенно уникальной. В этом плане универси-
тетское образование справедливо рассматривается многими в качестве
необходимого условия прогресса общества и предпосылки роста его
благосостояния. Именно это, видимо, имел в виду один из Президен-
тов США, утверждая, что « в Америке сильные университеты не пото-
му, что она богата, а Америка богата именно потому, что в ней сильные
университеты».
Как один из общественных институтов университет оказывается
в современных условиях включенным в процесс интеграции науки
с производством и в процесс всеобщей коммерциализации, превраща-
ющий образование в одну из сфер услуг, хотя и весьма специфическую.
Это выражается, в частности, в появлении и развитии сервисной, пред-
принимательской функции университета, заставляющей менять курсы
и программы обучения в соответствии с потребностями общества[3].
Прямая ориентация на практические цели ведет к демократизации
университета, росту числа обучающихся, снижению планки требова-
ний к ним, появлению массы мелких, частных университетов, транс-
лирующих популярное, упрощенное знание и являющихся по сути
«псевдоуниверситетами». Тенденция коммерциализации сказывается
и на состоянии дел в университетах, отвечающих своему высокому
Л.П. Довженко
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook