Лингвистическая экспертиза текста как инструмент его логико-коммуникативной параметризации - page 5

Лингвистическая экспертиза текста как инструмент его параметризации
5
На уровне синтаксической семантики смысл текста также не яв-
ляется простой суммой смыслов образующих его предложений. Он
интегрирует в себе логико-смысловые отношения между отдельными
словами, словосочетаниями, предложениями (причинно-следственные,
условные, временные, сопоставительные, определительные, уступи-
тельные, кореферентные и т. п.) и определенные смысловые прира-
щения, обусловленные общей жанровой принадлежностью текста и
его функцией в коммуникативном процессе.
Для синтаксической семантики значима также форма выражения
смысла: прямая (прямое утверждение, побуждение) или косвенная
(риторический вопрос, являющийся косвенным утверждением, кос-
венное побуждение в форме вопроса), эксплицитная (если смысл
имеет в тексте буквальное и однозначное словесное выражение) или
имплицитная (если смысл текста определяется контекстом, подтек-
стом, ассоциативно). При этом следует учитывать способность им-
плицитного смысла к градации степени его представленности в ана-
лизируемом явлении. Так, скажем, по степени нарастания типы им-
плицитной информации, передаваемой языковым выражением, рас-
полагаются следующий образом: следствия—презумпции (пресуппо-
зиции, то есть исходные предпосылки речевого акта) — импликатуры
(смыслы, выводимые с опорой на общие принципы коммуникативно-
го взаимодействия).
Таким образом, для установления наличия/отсутствия в тексте
того или иного смысла необходимо принимать во внимание всю фак-
тическую информацию о ситуации, составляющей предмет обсужде-
ния в данном тексте (референтной ситуации), и о ситуации, в которой
этот текст был порожден (коммуникативной ситуации).
Необходимостью учета всего многообразия факторов, формиру-
ющих смысл текстового произведения, обусловлено обращение
за соответствующей информацией не только к толковым словарям
и грамматикам, но и к ряду других источников: энциклопедическим
и культурологическим словарям и справочникам, словарям ассоциа-
тивных норм и прецедентных текстов, академическим исследованиям
по семантике, психо- и социолингвистике, прагматике речевого об-
щения, опирающимся на авторитетные теории соответствующих об-
ластей знания.
В решении задачи по определению объема и содержания понятия,
выражаемого словом или словосочетанием, целесообразно напом-
нить учащимся о том, что все языковые единицы обладают одним
или несколькими значениями и находятся друг с другом в системных
отношениях: синонимичных (
доход
и
прибыль
) или антонимичных
(
дорогой
и
дешевый
), родовидовых (
служебные документы
и
приказ,
протокол, договор
) и др. Они могут иметь разные сферы употребле-
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook