Лингвистическая экспертиза текста как инструмент его логико-коммуникативной параметризации - page 4

Н.Н. Романова
4
В рамках решения первой задачи целесообразно показать уча-
щимся, что смысловое содержание текстового продукта формируется
на основе значений образующих его языковых единиц — отдельных
лексем, синтаксических, а также интонационных (в устной речи) кон-
струкций. Основными источниками информации здесь выступают
толковые и лингвистические словари и грамматики [14−19, 21−24], ко-
торые фиксируют значения языковые единиц и типовых интонацион-
но-синтаксических моделей. При этом следует учитывать, что каждый
тип словарей и каждый конкретный словарь определенного типа обла-
дает некоторыми особенностями и не в любом из них можно найти не-
обходимую для ответа на конкретный вопрос информацию о слове.
Наиболее известные в разные эпохи представителям всех профилей
деятельности «Толковый словарь живого великорусского языка»
В.И. Даля
и
«Словарь
русского
языка»
С.И. Ожегова
и Н.Ю. Шведовой [16, 21] далеко не всегда могут быть использованы
для выяснения значения определенных слов. Первый из них создавал-
ся в середине XIX века, следовательно, не может содержать появив-
шихся позже слов и значений, а кроме того, он содержит не только
слова литературного языка, но и просторечия, диалектизмы, про-
фессионализмы. Второй содержит около 70 000 слов (для сравнения:
в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка»
их более 120 000) и фиксирует не все имеющиеся у слова значения.
Каждый словарь до некоторой степени субъективен, и только сравне-
ние данных разных словарей позволяет сделать обоснованный вывод
о свойствах того или иного слова и его семантике. Кроме того, в реаль-
ной коммуникации смысл текста (или его фрагмента) практически ни-
когда не сводится к простой совокупности значений входящих в него
разноуровневых языковых и речевых единиц.
Так, на уровне лексической семантики смысл слова в конкретном
текстовом произведении включает в себя не только фиксируемое
словарем значение, но и информацию о реальном объекте или явле-
нии действительности, которые данное слово в данном тексте обо-
значает, к которым оно отсылает (референт, денотат), а также сло-
жившиеся представления и оценки, которые связаны с этим словом
в данной культуре (коннотации), общеизвестные сведения об обозна-
чаемом объекте, относящиеся к теме данного теста (фоновые знания),
и устойчивые ассоциации.
На уровне грамматической семантики смысл предложения, в свою
очередь, не составляется механически из значений слов, синтаксиче-
ских и интонационных конструкций. Он в существенной степени
предопределяется иллокутивной функцией высказывания, реализую-
щего различные коммуникативные цели адресанта речи: утвержде-
ние, обещание, обоснование, призыв и др.
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook