Previous Page  6 / 27 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 27 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

6

Гуманитарный вестник

# 11·2017

ственно возможным способом нахождения относительной частоты в

таких случаях является экстраполяция значения частоты, найденного

для образца класса, на весь класс. Однако тогда частотная концепция

вероятности начинает сталкиваться с известными трудностями. В са-

мом деле, если относительную частоту в каком-либо классе опреде-

лять путем отождествления ее с частотой одного из его образцов, то-

гда разные образцы будут приводить к разным значениям вероятно-

сти для одного и того же класса. Для того чтобы избежать этих

трудностей, Р. Мизес и Г. Рейхенбах предложили так называемое пре-

дельно-частотное определение вероятности. Согласно этому определе-

нию, вероятность есть предел последовательности относительных ча-

стот, получаемых в образцах, когда последние становятся все больше и

больше. Например, если имеется последовательность испытаний при

подбрасывании монеты ОООРООРРРРРРООР… и интересует вероят-

ность выпадения «орлов» в этой последовательности, тогда данная ве-

роятность будет равна пределу последовательности 1/1, 2/2, 3/3, 3/4, 4/5,

5/6, 5/7, 5/8... Каждый член этой последовательности представляет со-

бой относительную частоту выпадения «орлов» в образце из одного,

двух, трех, четырех, пяти испытаний и т. д. Однако в математике поня-

тие предела употребляется лишь в связи с бесконечными последова-

тельностями, постольку на языке математики предельно-частотное

определение вероятности записывается

lim ( / ),

→∞

=

n

P m n

где

n

стремится

к бесконечности. Но тогда очевидно, что такое определение относит-

ся не к конкретным эмпирическим последовательностям, которые

всегда конечны, а к бесконечным последовательностям, являющимся

идеализациями первых. Этот момент в трактовке вероятности недо-

оценивал, в частности, Р. Мизес, считавший теорию вероятностей

наукой, утверждения которой

непосредственно

относятся к реальным

эмпирическим

объектам, так называемым коллективам, представля-

ющим случайные последовательности событий.

Мизес понимал предел и, соответственно, вероятность как некое

эмпирическое свойство самой действительности, а именно как неко-

торую выявляемую в опыте границу, вокруг которой колеблются значе-

ния относительных частот в наблюдаемых образцах и к которой они все

больше приближаются по мере увеличения размера образца [3]. Введе-

ние в математическую запись предельно-частотного определения ве-

роятности бесконечности Мизес рассматривал не более как удобный

прием, имеющий только прагматическое оправдание. Подобная трак-

товка вероятности была неизбежным следствием его приверженности

позитивистской концепции природы теоретического знания, согласно

которой все теоретические понятия и утверждения должны быть в

принципе сводимы к определенной совокупности эмпирических по-

нятий и утверждений и представлять собой лишь их удобное сокра-