Previous Page  4 / 27 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 27 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

4

Гуманитарный вестник

# 11·2017

сложения вероятностей наступления независимых событий необхо-

димо заключить, что вероятность выпадения данной кости в следу-

ющем броске либо на 1, либо на 2 равна 1/2 + 1/2 =1. Это означает,

что вероятность ее выпадения на оставшиеся грани равна 0, что про-

тиворечит применению того же самого принципа индифферентности

к рассуждениям об оставшихся гранях, которое будет давать для них

также положительное значение, а именно 1/2. Налицо противоречие.

Попытки избавиться от трудностей, связанных с использованием

принципа индифферентности при определении равновозможных слу-

чаев, путем замены его на критерий физической симметрии также не

свободны от сложностей. Дело в том, что применение принципа иде-

альной физической симметрии к реальным событиям всегда может

быть реализовано лишь приблизительно и требует дополнительной

(вероятностной) оценки степени этого приближения к идеальной

симметрии. Однако если считать, что понятие «вероятность» приме-

нимо только к рассуждениям о равновозможных случаях, тогда об-

ласть применения теории вероятностей резко сужается по отноше-

нию к реальной действительности, ибо в подавляющем числе реаль-

ных ситуаций человек имеет дело как раз с неравновозможными

случаями.

Трудности, возникшие в связи с определением вероятности через

принцип индифферентности, стали основанием резкой критики клас-

сической концепции вероятности. Первую систематическую критику

классического определения вероятности можно найти уже в работах

Дж. Венна, одного из создателей частотной интерпретации вероятно-

сти. В адрес классической концепции вероятности Дж. Венн выдви-

нул три основных «обвинения»:

1) узкая база применения;

2) наличие логического круга в самом определении;

3) априоризм и субъективизм.

Сегодня лишь первое из них признается имеющим известную си-

лу. С точки зрения современной методологии науки очень важно раз-

личать саму теорию и ее интерпретацию, связанную с применением.

С позиций такого различения утверждения классической теории ве-

роятности как теории непосредственно относятся не к реальным объ-

ектам (например, к реальным событиям, костям и т. д.), а к идеаль-

ным, т. е. к таким, которые считаются абсолютно симметричными и в

отношении свойств которых можно утверждать об их равновозмож-

ности. Какова природа равновозможности и что следует считать рав-

новозможным в действительности — эти вопросы лежат уже за пре-

делами теории вероятности как теории, хотя, безусловно, имеют пер-

востепенное значение при ее применении. Ясно, что поскольку

реальные эмпирические объекты могут лишь приблизительно совпа-