Previous Page  8 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 18 Next Page
Page Background

А.Н. Нехамкин, В.А. Нехамкин

8

Гуманитарный вестник

# 10·2017

неподготовленный, который мало подходит для данной роли, не имеет

для ее выполнения необходимого уровня знаний и умений. Этот недо-

статок частично восполняет предварительный опыт правителя.

Задача властителя — поиск оптимального решения из ряда воз-

можных. Причем, учитывая сложность обстановки, время на его при-

нятие ограничено. В таком случае механизм выработки правильного

политического решения зависит от предварительного государствен-

ного опыта. В XXI в. правитель, не имеющий опыта, будет (особенно

в начальный период) делать неизбежные ошибки в управленческой

деятельности. И чем сложнее обстановка, чем больше поступающий

объем информации, тем менее эффективными станут его действия.

В демократических государствах опыт можно получить в процессе

длительной работы в качестве главы крупной части страны (штата —

в США, области — в РФ и т. д.); депутата законодательных органов

местного и федерального уровня; министра в правительстве страны

(главы специальной службы), или премьер-министра (главы прави-

тельства); вице-президента (если есть такой пост). Так,

Э. Джонсон (хотя и являлся ранее губернатором штата Теннесси и

работал в Сенате США), пробыв только полтора месяца де-факто ви-

це-президентом США, пришел на инаугурацию А. Линкольна нетрез-

вым и в официальной речи позволил себе грубые высказывания.

Вскоре, после убийства А. Линкольна, став Президентом США,

Э. Джонсон опять-таки допускал противоречивые, неадекватные дей-

ствия, что вызвало попытки его отрешения от должности.

Итак, из-за усложнения социальной действительности в XXI в.

необходимо, чтобы к власти приходили управленцы, обладающие

значительным опытом в указанной сфере.

Еще одно характерное условие эпохи —

развитие гражданского

общества

.

На Западе данный субъект правовых отношений уже

сформирован (хотя и там есть немало проблем с правами человека и

т. п.). Гражданское общество постепенно формируется и в России.

Это означает рост самосознания народа, его превращение из серой

послушной массы (что свойственно для тоталитарных социумов) в

грамотное, обладающее чувством собственного достоинства, требу-

ющее внимательного отношения к себе население. В гражданском

обществе руководитель страны не может просто повелевать. Он обя-

зан считаться с мнением и требованиями народа, особенно в услови-

ях демократических выборов. В результате новые социальные реалии

требуют от руководителя такого личностного качества, как

желание

общаться с народом

. Склонность к диалогу может проявляться в са-

мых разных формах. В РФ начиная с 2000-х гг. апробируется такая

форма общения Президента с населением страны, как «горячая ли-

ния», проходящая в формате открытой телепередачи на ряде феде-